В Савонлинне завершился музыкальный фестиваль
Только съездив в Финляндию понимаешь, почему там все утроено так, а не иначе. Оказывается, что главный летний месяц в озёрном городе — июль. Только один месяц в году в Савонлинне можно одновременно — купаться в торфяном озере, совершать мини-круизы на теплоходе, собирать корзины черники в лесу, загорать, слушать оперу и смотреть балет в крепости Олавинлинна, посещать концерты в потрясающе гигантской деревянной церкви в Керимяки, не боясь раскатов грома и шума ливней.
Остальные прилежащие месяцы — май, июнь, август и сентябрь — это сырое время домашних радостей вроде рыбалки в плащ-палатке и уютного сидения у камина. Европейский август — время отпусков и фестивалей — в Финляндии наступает в июле. Так сложилось.
Главной достопримечательностью оперного фестиваля этого сезона стала премьера оперы современного финского композитора Аулиса Саллинена (род. 1935) «Куллерво».
Ее партитура была закончена еще в начале 90-х, но мировую премьеру по техническим причинам сыграли не дома, а в Лос-Анджелесе 25 февраля 1992 года. Премьера в Хельсинки состоялась в 1993. На Савонлиннский фестиваль опера попала впервые в 2014 году в совершенно новой постановке одного из самых интересных современных режиссеров Финляндии — Кари Хейсканена. Москвичи знакомы с его творчеством (он является также драматическим актером) благодаря постановкам «Сельской чести» и «Паяцев» в Новой Опере.
Либретто «Куллерво» базируется на одной из уникальных историй знаменитого карело-финского эпоса «Калевала». Это история героя-мстителя, абсолютного аналога которому нет в других мировых эпосах — ни в «Илиаде», ни в «Одиссее», ни в «Махабхарате», ни в «Песне о Нибелунгах».
Местами Куллерво похож на Геракла — в его руках сосредоточена гигантская сила и мощь,
но направлена она лишь на разрушение и убиение всего и вся, что попадается герою на пути. Как и Геракл, он попадает в рабство родственнику, но в отличие от греческого героя идеи культуртрегерства (вычищение конюшен от нечистот, уничтожение вредных существ вроде гидры и прочие полезные подвиги) в его поступках нет.
Современная традиция трактует трагедию Куллерво как историю одного одиночества. Оказавшись один, без близких людей, наделенный колоссальными способностями человек, дичает и звереет, а его жизнь превращается в кромешный ад. Он теряет чувства, ощущения, эмоции, практически перестает быть человеком. Но эпос умеет быть жестоким, он в буквальном смысле программирует героев на поступки. Так, Куллерво заточен на месть. Он не знает ни компромиссов, ни пощады. Дело не в том, что он жесток, он обречен на одиночество, порождающее чудовищ.
История, заимствованная из «Калевалы» представляет собой последовательность разных событий, местами похожих на реальные исторические, а местами на миф. Саллинен отнесся к содержанию достаточно серьезно, он меньше всего хотел романтизировать суровое прошлое финнов, поэтому практически опустил разные фантастические, а вместе с ними и комические эпизоды, которыми полнится эта руна «Калевалы».
Его опера — это по сути оратория в духе «Иуды Маккавея» Генделя.
Музыкальный материал — типичный продукт конца XX века, цитирующий (очень аккуратно, на уровне приемов) Мусоргского, Вагнера, Шостаковича, Мейербера и даже «Воццека» Берга.
Вот краткое содержание оперы.
Жили на белом свете два брата — Калерво и Унто. Унто был зол и жесток и однажды замыслил истребить род брата. Он собрал войско и напал на Калерво. В результате нападения были «вырезаны» все члены его рода, кроме одной беременной женщины. Известно, что она родила мальчика по имени Куллерво и исчезла. Малыш рос не по дням, а по часам, обнаруживая недюжинную силу. В отличие от Геракла, его воспитанием и обучением никто не занимался, и, тем не менее, мальчик, как только узнал кровавую историю своего рода, поклялся отомстить.
Возле Куллерво постоянно находится его друг-трикстер Киммо — выдуманный персонаж на манер эпических пар Орест-Пилад, Ахилл-Патрокл. Обоих друзей поют великолепные финские баритоны и отменные актеры Томми Хакала (Куллерво) и Вилле Русанен (Киммо). Куллерво — грубоватый красавец-варяг с лицом Тома Круза, Киммо — тонкий интеллектуал, книжник и философ (почти Эдвард Нортон в «Бойцовском клубе»). Куллерво считает его слабаком и приспособленцем, однако прислушивается к советам друга. В финале Киммо начинает обращаться к Куллерво как к мученику за веру, а потом и как к Христу. Видимо, это некие попытки авторов объяснить и оправдать нечеловеческие поступки героя, обреченного на одиночество. Приблизить эпическое время к современности.
За кадром остаются попытки Унто убить маленького Куллерво — он не тонет в воде, не горит в огне.
Тогда он продает его в рабство кузнецу, у которого есть красавица жена со злым сердцем. Она отправляет Куллерво пасти стадо коров и дает ему с собой на полдник хлеб, в который запечен камень. Куллерво ломает о камень нож и очень расстраивается, так как нож был единственным памятным предметом, доставшимся от отца Калерво. Он решает отомстить жене кузнеца, подменив стадо коров волками и медведями. Та идет в стойло, чтобы подоить коров, но ее встречают скинувшие шкуры дикие звери. Женщина погибает страшной смертью, а Куллерво убегает в лес. От друга он получает информацию, что его семья живет на окраине леса, и он спешит на встречу с ней.
Это такая переработка сюжета про Одиссея, который спускается в царство мертвых. Эпос не объясняет, почему мертвые вдруг ожили, но мы понимаем, что это часть инициации героя, пробирающегося через мертвый лес. Дома Куллерво никто не ждет и не любит, кроме матери. Отец опасливо на него смотрит, однако разрешает остаться. Семья постоянно скорбит о пропавшей в детстве Сисар, младшей сестре Куллерво. В первой картине второго акта (сделанной как вставной в ораторию мюзикл) Куллерво встречает красивую девушку, которая влюбляется в него. После прекрасной проведенной ночи вскрывается ужасная правда об инцесте.
Девушка оказалась пропавшей Сисар, которая не смогла пережить позора и убила себя.
Между тем дядя Куллерво Унто живет со своей женой в постоянном страхе. Однажды Куллерво приходит и убивает их. Ему хочется скорее рассказать своей семье о свершившейся мести. Но по дороге домой он узнает, что умерли и мать, и отец, и другая сестра. Не выдержав горя, Куллерво бросается на меч, вонзенный рукоятью в землю.
Сценография (Анти Маттила) постановки решена лаконично — длинная сцена Олавинлинны уставлена маленькими белыми домиками-комнатками, икеа-близнецами, с открытой в сторону зрителя стенкой. Они бесшумно раскладываются и складываются. Недружелюбный (но практичный) скандинавский дизайн, внутри которого чувствуешь себя одиноко и неуютно.
Отрепетирована опера наилучшим образом. Особенно потряс слаженный хор, выполняющий здесь ту же роль, что и в древнегреческой трагедии. Руководил продукцией главный дирижер Симфонического оркестра Финского радио Ханну Линту.
Понятно, что музыкально «Куллерво» не состязается с операми Вагнера о нибелунгах,
однако сам факт появления качественной оперы на сюжет из «Калевалы» и ее «живучесть» в мировых оперных домах и на фестивалях (все места были заняты) вызывает уважение.
Кроме «Куллерво» удалось посмотреть «Волшебную флейту» в старой постановке Августа Эвердинга. Здесь сложилась скорее неприятная картина — во-первых, немецкий зингшпиль трудно лег на финский язык, во-вторых, постановка истлела в прямом и переносном смысле — превратилась в детский спектакль, и, в-третьих, ее далеко не так конструктивно репетировали.
Хор расходился с оркестром (дирижер Окко Каму), солисты ошибались, темпы — заунывные. Были и хорошие моменты, как-то пара Папагено и Папагены (Юсси Мериканто и Фрида Йохансон), а также Тамино (Туомас Катайяла), но общего впечатления это не изменило. Фестивалю надо срочно обзавестись новой продукцией «Флейты» — единственно, что тут можно сказать.
Солисты не должны вытягивать мертвую продукцию.
Балетный гала, который проводил в рамках оперного феста Dance Open, был сделан в традиционной манере Екатерины Галановой, которая умеет собрать вместе первоклассных звезд и озадачить их мудреным репертуаром. Очень кстати пришлись ее фирменные задники-диапозитивы, замысловато расписавшие каменную стену сцены.
На первую позицию неожиданно вышла чета Матвиенко. Обычно руководящую роль в их дуэте играл Денис, но сейчас «рулит» Анастасия. Они показывали свой коронный номер «Radio and Juliet» из одноименного балета Эдварда Клюга на музыку Radiohead.
Аккуратная, точная, невозмутимая и невероятно романтическая Настя заворожила финнов своей гуттаперчевой пластикой.
Денис немного нервничал, глядя на ртутные пассы своей партнерши. Несомненно, эту пару можно назвать одним лучших дуэтов современности. В финале они танцевали па де де из балета «Дон Кихот» и умудрились не сделать из него трюковый трэш.
Виктория Терешкина и Владимир Шкляров из Мариинки таким слаженным дуэтом не выглядели, но сами по себе танцевали на высоком исполнительском уровне. Любопытно, что выпускники Вагановки, когда оказываются вне стен родного театра, стараются выглядеть менее академическими, более раскованными и рисковыми. Это иногда делает их чуть-чуть смешными, но зрителю такие трансформации классиков определенно нравятся. Овации артистам после вариаций длились долго. Пара танцевала па де де из второго акта «Лебединого озера» и Па де де Чайковского-Баланчина.
Редкое историческое па де де из балета Петипа «Привал кавалерии» показали Оксана Кучерук и Реми Вортмейер.
Пара никогда не танцует вместе в естественных условиях, номер они подготовили специально для гала. Кроме того, они танцевали сольные номера. Оксана (прима Балета Бордо) вышла в номере Юрия Петухова «Портрет в красном» на музыку Вивальди в обработке Ванессы Мэй. Хореография не талантливая, но через нее артисты могут выплеснуть свои чувства, закупоренные в классические пачки.
Премьер Национального балета Нидерландов Вортмайер станцевал свой собственный виртуозный номер «Joel» на музыку Оффенбаха.
И тяжелая артиллерия — фрагменты из балетов Ковтуна «Антоний и Клеопатра» и «Спартак»,
выбранные для гала премьерами Михайловского театра Ириной Перрен и Маратом Шемиуновым, потому что номера на сюжеты из античности идеально смотрятся в каменной архитектуре сцены.
Самые благодарные и счастливые зрители этого гала, абонировавшие первые ряды амфитеатра, — балетные «крыски», обладатели сертификатов об окончании мастер-классов в Савонлинне, которые для них провели прима Большого театра Мария Аллаш и солист Мариинского театра Антон Корсаков.
Фото: Soila Puurtinen, Hannu Luostarinen