Фонд Ирины Архиповой уже не первый год занимается издательской деятельностью. Теперь она включает и собственное производство CD с записями классической (главным образом оперно-вокальной) музыки. Совсем недавно на рынке звукозаписи появилось несколько новых дисков, выпущенных фондом совместно с юридической фирмой «Городисский и партнеры». Один представляет записанные в разные годы и частично издававшиеся уже на пластинках фирмы «Мелодия» дуэты и сцены из опер в исполнении Ирины Архиповой и Владислава Пьявко. На двух дисках выпущена запись неизвестной (не только у нас, но и в мире) оперы Пьетро Масканьи «Гульельмо Ратклифф», осуществленная 19 лет назад прямо со спектакля фестиваля «Ливорнское лето». Заглавную партию тогда исполнил Владислав Пьявко, чье имя и является связующим звеном между этими записями.
Итальянская калька имени героя и соответственно названия оперы звучит для русского уха достаточно забавно (все равно как «Дон Джованни» вместо «Дон Жуана»), тем более, что у многих на слуху более адекватная транскрипция, «Вильям Ратклиф», поскольку одноименную трагедию Г.Гейне у нас переводили и есть даже опера Ц.Кюи, давно благополучно забытая. Кстати, в Музыкальной энциклопедии и опера Масканьи фигурирует под этим названием. Тем не менее, дабы лишний раз не путать читателей, будем в данном случае употреблять тот вариант, какой фигурирует на обложке.
Премьера «Гульельмо Ратклиффа» состоялась в 1895 году в Ла Скала под управлением автора, несколькими годами ранее прославившегося своей «Сельской честью». Впрочем, работу над гейневской оперой он начал еще задолго до этой последней совсем молодым композитором. Поэтому готическая опера содержит немало музыкальных перепевов оперы веристской и при этом не несет в себе и малой доли ее вдохновенной яркости. Ходульность сюжета и героев немецкого романтика оказалась чужда характеру дарования композитора, в отличие от взятых прямо из жизни событий и персонажей второстепенного писателя Джованни Верги (одного из основоположников итальянского натурализма, вошедшего в историю под названием «веризм»). «Ратклиффа» в Италии ставили несколько раз при жизни автора. И вот спустя почти сорок лет после смерти Масканьи в Ливорно, на родине композитора, решили вновь обратиться к этой его опере. Благодаря русскому тенору, рискнувшему взяться за «кровавую» заглавную партию, намерение удалось осуществить. Однако после нескольких успешных (не в последнюю очередь за счет главного исполнителя) представлений на фестивале оперу вновь положили под спуд. Дело ведь вовсе не только в чрезмерной трудности заглавной партии. «Ратклиффа» забыли вполне заслуженно, в чем легко убедиться, прослушав предлагаемую запись. Написавший еще немало канувших в Лету произведений, Масканьи вошел в историю как создатель одного шедевра.
Кстати, фрагмент из «Сельской чести» представлен на уже упомянутом выше дуэтном диске Ирины Архиповой и Владислава Пьявко, так что почувствовать разницу можно не отходя от проигрывателя. Еще там записаны сцены из «Трубадура», «Аиды», «Кармен» и «Бориса Годунова». В отличие от «Ратклиффа», ставшего неплохим подарком для коллекционеров оперных раритетов, большинство этих записей было известно и ранее. Изданные же одновременно с ним, они в совокупности призваны вновь явить публике незаслуженно забытого многими певца.
Уж так сложилось, что в расцвете творческих сил Владислав Пьявко, по сути, выпал из активной оперной жизни в нашей стране, упустив вместе с тем подходящий момент, чтобы сделать настоящую мировую карьеру. Сегодня большинство просто не знает, какой на самом деле это был певец. Между тем в его лице мы имели настоящего первоклассного драматического тенора. В свое время многие недооценивали Пьявко, главным образом, потому, что рядом был Атлантов. Тягаться с Атлантовым в его репертуаре было действительно трудно. Зато Пьявко побеждал на том поле, на которое его более счастливый соперник ступать не решался. Блистательный Радамес и Манрико, он в то же время был превосходным Гришкой Кутерьмой и Ноздревым. Партия Гульельмо Ратклиффа лишний раз свидетельствует об огромных и до конца не реализованных возможностях певца, так и не исполнившего целый ряд прямо для него предназначенных партий в операх Верди, Пуччини, других итальянских композиторов, а также Мейербера, Вагнера etc.
Тогда, в 80-е годы, мировая карьера Пьявко не сложилась так, как он того заслуживал, во многом из-за того, что после Марио дель Монако теноры di forza надолго вышли из моды. Сегодня, когда драматических теноров как вид впору уже заносить в красную книгу, ностальгия по таким голосам становится все сильнее. И это придает актуальность изданным Фондом Архиповой записям, призванным напомнить об одном из героев великой вокальной эпохи, которая была у нас всего каких-нибудь два-три десятка лет назад.
Приветствуя новое начинание фонда, нельзя вместе с тем не посетовать на крайнюю скудность сопроводительных материалов. Так, в буклете к «Ратклиффу» нет абсолютно никакой информации ни о самой опере, ни о ее авторе, ни даже о времени создания. Любая уважающая себя европейская компания, помимо вышеперечисленного, еще и полный текст либретто на нескольких языках поместила бы. В дуэтном диске не указано ни одной даты, когда записи сделаны. Спишем это на издержки «пилотного» периода, рассчитывая в следующих изданиях фонда на большее внимание к элементарным требованиям культуры оформления. И пожелаем фонду не ограничиваться воспроизведением записанного кем-то когда-то (чем занимаются многие), но и наладить со временем производство собственных оригинальных записей.
Дмитрий Морозов