Завершился VI Международный конкурс юных пианистов имени Фридерика Шопена
Честно говоря, на предложение осветить проходящий в Москве VI Международный конкурс юных пианистов имени Фридерика Шопена откликнулась без особого энтузиазма, так как с подозрением отношусь к детским конкурсам. «Ребенок хорошо играет для своего возраста»... А что будет, когда он станет взрослым? Чем тогда станет очаровывать? И как в юном возрасте распознать индивидуальность? А вдруг это всего лишь детская непосредственность, которая со временем уйдет? Словом, вопросов масса. Но, в конце концов, прелестные мальчики и девочки в красивых нарядах исполняют божественную музыку Шопена: пусть не гениально, но наверняка старательно и с большим желанием. Почему бы не послушать?..
Теперь конкурс позади. Прежде чем поделиться впечатлениями, несколько слов о состязании в целом. Как сказано в буклете, это «один из самых стабильных конкурсов в «новой России»: впервые он прошел в 1992 году и с тех пор устраивается каждые четыре года. (Исключение составил V конкурс, который состоялся через два года после предыдущего и проходил в Пекине.) Исполняются только сочинения Шопена. Притом что главным организатором выступает Общество имени Ф.Шопена в Москве, в состязании сильна «восточная составляющая»: иностранные участники в основном — из Китая и Республики Корея. А теперь непосредственно о прошедшем конкурсе (так как статья пишется по горячим следам, изложу впечатления в форме дневника).
Первые два дня — I тур . Судя по буклету, жюри представительное: известные музыканты из Великобритании, Франции, Германии, Польши, Кореи. Россию представляют Михаил Воскресенский и председатель жюри Николай Петров.
С удивлением узнала, что из тридцати пяти заявленных участников приехали только девятнадцать: в кулуарах говорят, из-за ситуации на Кавказе. Особенно массово «прокатили» конкурс китайцы, зато почти полным составом прибыла Южная Корея. Ребятам в основном по 14 — 15 лет. Все, кто младше, смотрятся белыми воронами: играют бодренько, но силенок явно маловато. Есть и «старички» 17 лет. В целом уровень высокий, техника — на грани фантастики. Что касается индивидуальности, то у некоторых она очень даже проявляется. Романтическим напором покорил кореец из Канады Весли Чу (в буклете написано, что он «в 5 лет с отличием окончил консерваторию» — опечатка?), тонко, с неуловимым флером играла москвичка Анастасия Нестерова, на одном дыхании исполнил Полонез-фантазию Сеонг Джин Чо из Кореи, блеснул артистизмом ученик ЦМШ Николай Хозяинов. Первый тур окончен, на второй отобрали более-менее справедливо.
Третий и четвертый дни конкурса — II тур . У питомца ЦМШ Алексея Чуксина удивительно сосредоточенная манера исполнения, интеллигентный, красивый звук. Странно, что не заметила его на I туре... Весли Чу разочаровал открытым громыхающим тембром, да и количество фальшивых нот в соль-минорной балладе могло бы быть поменьше... Анастасия Нестерова: по-прежнему купается в тихих, хрустальных звучностях, мазурки под ее пальцами просто завораживают... Но, скорее всего, на третий тур не пройдет: у Шопена не все ведь пиано, есть и фирменное, героическое форте, а оно-то у пианистки и не выходит. Николай Хозяинов: уверенная походка, копна золотых волос, на сцене чувствует себя, как рыба в воде. Между тем миниатюры сыграны несколько по-школярски, а Скерцо ми мажор — пусто и технически небезупречно. Кажется, в зале у него своя группа поддержки: чуть что, кричат и хлопают. Ба, да он ученик Михаила Воскресенского! Как же тогда понимать памятные всем заявления Николая Петрова о недопустимости участия в конкурсе учеников членов жюри?.. Сеонг Джин Чо: вот это открытие! Превосходные, осмысленные фразы, идеальная прозрачность фактуры, поразительное чувство формы. Неужели ему всего 14?!
Кстати, к концу второго тура ловлю себя на мысли, что никакой скидки на детский возраст (чего так боялась!) не делаю. Бог с ними, с недочетами — общий уровень участников, та свобода, с которой они держатся на сцене, позволяют оценивать их как абсолютно взрослых музыкантов!
Шестой и седьмой дни — III тур . Каждый пианист должен исполнить один из шопеновских концертов — совместно с оркестром учащихся Московского колледжа музыкального исполнительства имени Ф.Шопена. Слежу за своими фаворитами. Как и думала, Нестерова не прошла. У Чуксина интеллигентность обернулась бесстрастностью. Кореец Чо великолепен: каждая фраза пропета-прочувствована, при этом ничего случайного, одно вытекает из другого, а ведь в ми-минорном концерте так легко захлебнуться романтическим пафосом и развалить форму... Что, кстати, и делает канадский вундеркинд Чу. Николай Хозяинов на этот раз выступает отлично: концерт фа минор сыгран филигранно, с тончайшими нюансами. И все же Чо стабильнее и ярче. А победителем наверняка станет «привилегированный» Хозяинов...
Восьмой день конкурса — подведение итогов . Победителем стал-таки Чо! Напрасно я подозревала жюри в необъективности... Хозяинов на втором месте, Чуксин — на третьем. Канадец отлетел аж на шестое. Четвертую и пятую премии получили крепкие пианистки соответственно из Узбекистана и Кореи.
На концерте лауреатов участники играли на автопилоте, что понятно — устали. «А вы ноктюрн сыграть смогли бы» после такого нечеловечески трудного фортепианного марафона? Один Чо оказался поистине двужильным. Вновь исполнил ми-минорный концерт, и вновь великолепно! Овации зала продолжались до тех пор, пока их не прервал ведущий Святослав Бэлза, объявивший об окончании конкурса.
Что в итоге? Николай Петров сказал, что такого «созвездия талантов» на конкурсе прежде не бывало. И правда, состязание поразило своим уровнем (его участников хоть завтра — на Конкурс Чайковского!), да еще и обнаружилась бесспорная восходящая звезда — 14-летний кореец Сеонг Джин Чо. Судя по его интеллекту и собранности, он не только не растеряет, но и приумножит данный ему Богом багаж. Возможно, проявят себя в будущем Николай Хозяинов и Алексей Чуксин. Впрочем, неулыбчивый и сосредоточенный Чуксин — вещь в себе, а вот Хозяинов... Иногда кажется, что он работает на публику больше, чем на музыку, а это опасно, тем более для начинающего артиста.
В целом же могу сказать, что в Москве под вывеской «детского» конкурса прошло высококлассное музыкальное мероприятие. Без рекламы и ажиотажа.
Татьяна Слюсаренко