Ретроспектива американских художников в Гамбурге
Буцериус Кунст Форум продолжает оставаться самым деятельным культурным центром ганзейской столицы. Именно здесь проходят самые интересные и одновременно дорогостоящие выставки на частные средства. Последнее хорошо тем, что выбор привезенных в Гамбург экспонатов никак не связан со вкусом принимающей стороны, чем грешат все остальные местные музеи. Например, Художественная галерея (Кунстхалле) очень любит доставать свои шедевры из запасников, присоединять к ним картины из частных гамбургских коллекций, затем из частных немецких коллекций, а потом уж обращаться к иностранным собраниям за полотнами и скульптурами на основе музейного обмена. Аналогичные вещи проделывает Музей прикладного искусства. Оба музея-гиганта обладают колоссальными коллекциями, многое редко экспонируется, но жизнь города только с их «пронемецкими» выставками постновата. А люди из Буцериус Кунст Форума, наоборот, стремятся к показу мирового культурного наследия. Уже посвящали выставки царице Клеопатре, Святому Антонию, облакам, греческим фрескам, восстановив первоначальный облик саркофагов из Пестума. Делать такие выставки — дорого, но на цене билета это не сказывается. Вход на любую экспозицию — пять евро.
Сейчас Форум закрылся на реконструкцию — в середине ноября он откроется в обновленном виде: внутренний зал без окон в форме октагона расширится, а также сделают ротонду с окнами, выходящими на Ратушу, Альстер, и каналы. В Гамбурге пока не было музея вроде лондонской Тейт Модерн или парижского Центра Помпиду, в которые ходят и затем, чтобы осмотреть окрестности с выгодной точки. Обещают, что Буцериус ни в чем не уступит этим европейским музеям, — в это верится, так как главный спонсор и основатель Форума Фонд «Цайт» и другие акционеры выложили на реконструкцию два миллиона евро. Открытие зала совпадет с открытием новой выставки — «Европейский маньеризм», на которую привезут все лучшее, что можно добыть по теме в собраниях Европы и Америки.
Закрывался Форум с не меньшей помпой, чем будет, по всей видимости, открываться. Все лето тут демонстрировали спорное по художественному качеству, но исключительно любопытное наследие американских художников так называемого «Позолоченного века». Это обозначение для трех последних десятилетий XIX века американской истории придумал, как известно, Марк Твен, написав под таким названием острый сатирический памфлет. Выставка «Высшее общество. Американские портреты эпохи Позолоченного века» — вторая по счету в цикле «150 лет американского искусства». До нее в Кунст Форуме собирали американских живописцев начала — середины XIX века, а весной 2009 года выйдет последняя часть трилогии — американская жизнь 50-х годов XX века глазами Эдварда Хоппера.
«Позолоченная» живопись иллюстрирует романы Генри Джеймса (его знаменитый портрет кисти Сарджента из лондонской Портретной галереи открывает экспозицию), то есть додрайзеровскую эпоху, время, когда американцы отправились в свой запоздалый гранд-тур. Продвинутые европейцы совершали его в XVIII веке и заодно открыли для нас Элладу, Древний Рим, этрусков и многое другое, а американцы, когда открывать в старой Европе уже было нечего, поехали «золотить» Акрополь и Капитолий, после того как изрядно разбогатели. Портреты этих блестящих людей, страстно желавших приобщиться к прекрасному, а если не получится, готовых пойти на все и купить его за миллионы, собрали вместе и развесили друг напротив друга в центре Гамбурга. Развесили их по кланам — Вандербильты, Шепарды, Стиллманы. О своих художниках меценаты побеспокоились заранее — будущих летописцев запустили в Европу впереди себя. Все крупные американские живописцы того времени получили всестороннее образование в Амстердаме, Риме, Мадриде, Лондоне, Париже. Когда они объединились для общего дела в Америке, то говорили с благодетелями на одном эстетическом языке. Миссис Эллиот Шепард могла запросто попросить главного классика той поры Джона Сарджента изобразить ее похожей на гойевскую маху, а Хелен Мэнис — заказать свой портрет у Джона Уайта Александра a lа «Менины» Веласкеса. Импрессионизм, даже «ренуаризм» запросто проникал в бытовые портреты детей и парадные молодых девушек. Европейские аристократы 80 — 90-х годов не бежали к Моне за портретом в пять тысяч долларов, а к Сардженту, кстати, приятелю Моне, выстраивалась очередь. Революционное не считалось в Америке таковым. Даже приемы блумсберийцев без боя прижились в Америке — две миловидные сестры Клара и Бесси Стиллман так увлеклись лондонскими идеями, что не заметили, как стали первыми феминистками. Обе сестры, наследницы огромного состояния, стали художницами, не вылезали из мастерских и без мужчин, одни, бороздили океан — то на выставку коллег в Лондон или Брюссель, то назад в Америку на собственный вернисаж. Их портрет кисти Эббота Хендерсона Тэйера просто замечателен. Джеймс Уистлер дружил с Джорджем Вандербильтом, чудаком и повесой: он отстроил себе замок, как у французских королей на Луаре, и устраивал там сумасшедшие приемы; слыл полиглотом и знатоком древности — и таким вот амбивалентным персонажем изобразил его Уистлер. Был ли Вандербильт-младший и впрямь таким изысканно порочным, каким выглядит на портрете, — никому не известно.
Представлены портретисты второго ряда — Бенджамин Кертис Портер, Александр Кабанель, Шарль Эмиль Карлюс-Дюран, Андерс Цорн, Теобальд Шартран. На мой взгляд, разницы между первыми и вторыми нет, лишь Уистлер — счастливое исключение, но он и не настоящий американец. Американские художники добились колоссальных успехов: полного признания на родине, уважения в Европе, увековечивания наследия в национальных музеях, но не достигли главного — не создали крепкой школы, не сделали художественных открытий, не вышли за рамки чужой, в общем-то, традиции. Нам они любопытны только в одном отношении — как летописцы человеческих трагедий и комедий американского общества.