10 апреля 2014 года в театре «Геликон-опера» прошел традиционный ежегодный неформальный концерт ко дню рождения театра. Как и в прошлые годы для празднования было подготовлено специальное представление-капустник (руководитель постановки — Дмитрий Бертман, режиссер — Илья Ильин, дирижер — Валерий Кирьянов), воплощенное на сцене хором, оркестром и солистами театра.
Приятный сюрприз: в концерте поучаствовал и ведущий тенор Большого театра Максим Пастер (напомним, Пастер спел в «Геликон-опере» партию Риккардо в осенней премьере «Бала-Маскарада» Верди, но, как видим, сотрудничество с театром этим не ограничилось, чему мы — зрители очень рады).
В этом году театру исполнилось 24 года.
Если верить психологам, для человека это возраст вступления в «кризис первой четверти жизни». Хотя и в отличие от человека, чья жизнь имеет предел, храм искусства может быть бессмертен, но на практике и театр не застрахован от бытовых трудностей и кризисов.
«Геликон» переживает не самые простые времена
— так пока и не состоялся обещанный возврат на реконструированную основную сцену (хотя на новом логотипе театра уже красуется стилизованное изображение архитектурных элементов исторического знания, а значит, можно надеяться, что возвращение домой не за горами). И затянувшееся временное перемещение на сцену киноконцертного зала здания-книжки на Новом Арбате с не самой благоприятной для оперного пения планировкой и акустикой, вынуждает коллектив все чаще выдвигаться на территории смежных вокальных жанров и исполнять популярную легкую музыку.
О том, как артисты оперы осваивали российский песенный материал, наш портал уже писал. Ну а теперь, вероятно, им пришло время обратиться к западной поп-, рок- и соул- культуре, что и было реализовано в рамках праздничного гала-концерта.
Нельзя сказать, что выбор современных композиций для исполнения академическими певцами был сильной стороной представления. Скажем больше, если бы не сопровождавшие их динамичные и пронизанные юмором режиссерские решения, это был бы крайне рискованный ход, провокация и, уж простите за грубое слово, «подстава» для вокалистов.
Вероятно, составителям программы не дают спать спокойно лавры телепроекта «Голос»,
поскольку набор песен был позаимствован оттуда практически «под копирку». Но там выбор диктуется западным правообладателем телепередачи, а здесь на него зачем-то пошли добровольно. Возможно, голосистым геликоновским солистам действительно имело смысл показать свои возможности в западных «мегахитах», но не в этих же, до дыр заезженных композициях, не самых удобных для пения и ритмически чуждых русскому уху!
Достаточно сказать, что в финальной сцене проинструктированные артисты на сцене хлопали в ладоши ритм на слабую долю, как принято в афро-американской музыке, а зал продолжал как ни в чем не бывало озвучивать сильную долю, выглядело это очень забавно. Есть же масса прекрасных фрагментов иностранных кинофильмов и мюзиклов, куда более интересных вокально, не требующих грубого электро-гитарного аккомпанемента и звона ударных – почему бы не дать артистам себя проявить лучше в них?
Впрочем, не все было так безнадежно.
Во-первых, программа концерта предполагала паритет – пополам фрагментов классических опер и эстрадных номеров, так что уху было на чем отдохнуть. Во-вторых, и эстраду спели, в общем-то, в большинстве случаев недурно.
Любопытна была и концепция представления: сначала в нейтральном концертном костюме артист исполнял хорошо известный оперный номер, а следом его коллега, облачившись в костюм этого персонажа, исполнял современный хит. И разумеется, все это обильно сопровождалось танцами, цитатами знакомых геликоновских постановок, прозрачными аллюзиями, шутками, в общем, всем тем, что мы привыкли ждать от этого креативного театра.
Были и абсолютные неожиданности, например, меццо Мария Масхулия решила явно не ограничиваться победой над шоу «Голос», но решила зацепить еще и телепередачу «Один в один» — сходство с Тиной Тернер в «Simply The Best», и вокальное, и пластическое, было достигнуто, для оперной артистки, потрясающее. Неожиданной оказалась проекция драмсопрано Елены Михаленко на «My Heart Will Go On» из саундтрека к «Титанику»,— сначала певица старалась имитировать придыхательное эстрадное пение, но в финале отпустила свой полный, оперный голос на волю, и это было даже лучше оригинала.
Интересен был Дмитрий Скориков, в стиле мюзик-холла преподнесший хит Стиви Уандера «Just Called to Say I Love You»,
что вдвойне неожиданно от баса, достаточно органично вписавшегося в произведение скорее теноровое. Остальные артисты в эстрадных номерах также искали баланс между своей оперной природой и попытками петь в полностью эстрадной манере. Кому-то к лицу осталось только первое, и лучше бы было ограничиться только оперой. А кто-то, например, Андрей Паламарчук, преуспел в вылазках на чужое поле. Но в целом, на примере этого концерта, приходится констатировать, что всё же
оперное и эстрадное искусство — это слишком разные виды деятельности,
чтобы одинаково хорошо удаваться одному и тому же вокалисту, специализация объективно необходима.
Из классических номеров самыми лучшими были два фрагмента «Пиковой дамы» Чайковского — изящный дуэт Лизы и Полины (Наталья Загоринская и Лариса Костюк) и щемящая, на оголенном нерве ария Германа из первого действия, исполненная Максимом Пастером. Неплохо слушалась и «Хабанера Кармен» у той же Костюк.
За сверхсерьезные, не по формату капустника, номера рискнул взяться Вадим Заплечный (он исполнил соло арию Отелло из одноименной оперы Верди и вместе с сопрано Мариной Карпеченко дуэт из «Аиды») и сделал их так экспрессивно, что никакому завзятому поклоннику эстрады не пришло бы в голову посчитать оперу скучной (скучными, на таком фоне как раз казались состоящие из однообразно повторяющихся куплетов эстрадные песни). Чуть недоставало драйва Максиму Перебейносу в каватине Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини, однако это компенсировалось собранностью и очень корректным отношением к звуку, даже несколько неожиданными в финале кросс-жанрового мероприятия.
Конечно, как всегда особую роль играл хор (и по совместительству он же — кордебалет),
молодые энергичные артисты заслуживают самых добрых слов. Не осталась без внимания зрителей, особенно мужского пола, солистка балета — прекрасная Ксения Лисанская, в равной степени успешно воплощавшая образы и гордой Кармен, и нежной Дездемоны.
В целом, конечно, от дня рождения «театра-хулигана» мы ожидали всякого, но в наименьшей степени — копирования эстрадных телешоу. Но может быть, в том и секрет популярности «Геликона», что все эти 24 года он продолжает оставаться непредсказуемым. Ну а многочисленные гости театра (в числе которых, по традиции, друзья-музыканты, звезды театральной сцены и представители медиа-сферы) не остались недовольны встречей с таким разноликим и всегда новым коллективом.
Фото Юлии Чечиковой и Майи Диновой, teatrall.ru