И вновь всего лишь две заслуживающие внимания телепремьеры: арт-хаусный триллер «Лемминг» («Первый канал», 23 декабря, 0.50. Франция, 2005. Режиссер Доминик Молл. В ролях: Лоран Люка, Шарлотта Гензбур, Шарлотта Рэмплинг, Андре Дюссолье) и арт-хаусная комедия «Убить Фрейда» (НТВ, 19 декабря, 0.55. Испания — Германия — Италия — Португалия, 2004. Режиссер Хоакин Ористрель. В ролях: Леонор Уотлинг, Луис Тосар, Алекс Брендемюль, Нуриа Примс). О качестве фильма Доминика Молла, прославившегося своей предыдущей картиной — психотриллером «Гарри — друг, который желает вам добра» (2000), говорит его участие в конкурсе самого престижного в мире Каннского фестиваля, о чем многие режиссеры могут только мечтать, и более того — он открывал фестиваль. Но при всех своих достоинствах эта лента, как отмечали критики, уступает «Гарри». Обе картины похожи друг на друга. Они близки по жанру, отличаются оригинальностью замысла (Молл снова выступил и в качестве соавтора сценария), парадоксальностью, камерностью и выразительными актерскими работами, опять речь идет о кризисе в семейных отношениях, вызванном агрессивным вмешательством со стороны. Но если в «Гарри» это вмешательство олицетворял доброжелательный и заботливый маньяк, то здесь оно двоякое: и человеческое, и словно бы перекочевавшее из дешевых ужастиков. Сначала в жизнь молодого и талантливого инженера Алана Гетти (Лоран Люка) и его жены (Шарлотта Гензбур), снявших уютный дом в живописном городке на юге Франции, вторглось загадочное существо в лице героини Шарлотты Рэмплинг Алисы — жены нового начальника Алана Ричарда Поллока (Андре Дюссолье). Однажды чета Гетти пригласила чету Поллоков в гости. Ужин с самого начала не заладился: Алиса стала себя вести, мягко говоря, непредсказуемо. А вскоре Алан обнаружил застрявшего в стоке кухонной раковины лемминга — маленького грызуна, и с этого момента в доме Гетти начался сущий кошмар. Лемминги, как выяснил хозяин дома, обитают на самом севере Европы, и сюда они могли добраться только каким-то непостижимым, мистическим образом...
Если «Лемминг» снят на современном материале, то комедия «Убить Фрейда» переносит нас в начало прошлого века. Совершенно нам не известный испанский режиссер Хоакин Ористрель, работавший ранее в основном на телевидении, снял кино оригинальное, остроумное и временами очень смешное, искусно стилизованное под великое немое (действие происходит в 1913 году), отмеченное пятью номинациями на национальную кинопремию «Гойя», в том числе за лучший сценарий. Вопреки названию (в оригинале «Inconscientes» — оставим «перевод» на совести наших прокатчиков), речь в фильме не о великом психиатре Зигмунде Фрейде, а о его теории и ее вульгарном применении на практике. Познакомившись в Вене с Фрейдом, испанский психиатр Леон Пардо (Алекс Брендемюль) возвращается в Барселону не только его пылким последователем, но и примеряет психоанализ к собственной жизни. По иронии судьбы, а вернее, из-за распущенности отца он женат на собственной сестре Альме (Леонор Уотлинг), более того, она должна вот-вот родить. Леон решает исчезнуть из ее жизни без объяснений. Ничего не понимая, Альма организует поиски пропавшего мужа с помощью Сальвадора (Луис Тосар), мужа ее родной сестры, давно влюбленного в Альму. И далее наши герои попадают в мир комичных, абсурдных и порой рискованных ситуаций с тайнами и разгадками.
Оригинальную и сильную картину «Счастливого Рождества!» («ТВ Центр», 21 декабря, 1.45. Франция — Великобритания — Бельгия — Румыния — Германия, 2005) снял малоизвестный ранее режиссер Кристиан Карион. По жанру это антивоенная рождественская драма. Действие происходит на исходе 1914 года на западном фронте, где каждый день гибнут тысячи и тысячи немцев, французов, бельгийцев, англичан, шотландцев. Близится рождественская ночь. В окопах воюющих сторон надеются на то, что противник тоже хочет получить хоть несколько минут праздника, и устраивают нехитрый ужин. В германском штабе царит особое настроение: сюда приехала примадонна оперного театра (Диана Крюгер). Она и ее возлюбленный (Бенно Фюрман), певец-тенор, призванный на фронт, как и все остальные немцы, начинают небольшой импровизированный концерт. После исполнения арий для офицерского состава артисты идут в окопы, чтобы спеть для солдат. Неожиданно их пению вторит музыка: шотландцы не удержались и пустили в ход свои знаменитые волынки. И вдруг бойцы с обеих сторон покинули окопы и стали праздновать вместе... Картина была выдвинута от Франции на «Оскара» и стала национальным кассовым хитом, что удивительно — поэтическая притча как жанр крайне редко находит массового зрителя.
Еще более высокими достоинствами обладает «Адаптация» («Культура», 23 декабря, 21.45. США, 2002. Режиссер Спайк Джонз), жанр которой не поддается определению: это и абсурдистская комедия, и психологическая драма, и триллер с элементами мистики. Ее достоинства жюри МКФ в Берлине оценило в Гран-при, а вот американские киноакадемики в восторг не пришли — «Оскаром» отмечен лишь Крис Купер за второплановую роль экзотичного браконьера, который ищет в джунглях образцы редких орхидей и продает их коллекционерам. Между тем награды были достойны и продюсер, и режиссер, и сценарист, и Мерил Стрип, которая сыграла писательницу, написавшую бестселлер «Похититель орхидей» — о том самом браконьере и ее любовнике, и особенно Николас Кейдж. Кейдж сыграл двух братьев-близнецов. Один из них, Чарли Кауфман, — кстати, реальный человек, сценарист, — после успеха «Быть Джоном Малковичем» получил задание адаптировать для кино «Похитителя орхидей». Работа у него не клеится, он в душевном и творческом тупике, действительность и вымысел начинают переплетаться в его сознании самым причудливым образом. И вот он приносит продюсеру сценарий фильма о том, как... пишет сценарий «Адаптации» и общается со своим вымышленным братом-близнецом, который в отличие от него преуспевает как сценарист...
Горькую и пронзительную картину «Благословенная Мария» («Россия», 20 декабря, 0.15. США — Колумбия, 2004), удостоенную номинации на «Оскара» и премии Берлинского фестиваля, снял колумбийский режиссер Джошуа Марстон. Потеряв работу на цветочной плантации, 17-летняя колумбийка Мария (Каталина Сандино Морено) вынуждена согласиться стать «живым контейнером» для перевозки наркотиков — других источников дохода у нее не предвидится. Бедную девушку не может остановить даже беременность. Вскоре в сети наркодилеров попалась и Бланка (Виргиния Паризо), подруга Марии. И вот девушки летят в Америку, в их желудках десятки пакетиков героина... История простая, и снята она безо всяких изысков. И в этой простоте, естественности, жизненности и заключается сила фильма.
Геннадий Белостоцкий