Еще никогда в истории нашей культуры не было центра, который объединил бы любовью к романсу тысячи людей от пятилетнего (!) до восьмидесятилетнего возраста, предоставив всем желающим возможность заниматься с мастерами, получать у них квалифицированные консультации, а потом выносить на суд авторитетного жюри шедевры жанра, созданные отечественными композиторами на протяжении двух веков.
Надо помнить, что Дом романса, созданный и возглавляемый Галиной Сергеевной Преображенской, возник не на пустом месте — он продолжает и развивает давние культурные традиции.
Но то были салоны для узкого круга профессионалов и любителей, и масштабы, конечно, несравнимы.
Правда, на рубеже XIX и XX веков выдающаяся камерная певица Мария Аленина-д’Альгейм создала дом песни со своей просветительской программой, с изданием газеты «К новым берегам», с проведением конкурсов на лучшие переводы текстов романсов и обработок песен, но, опять же, деятельность его была рассчитана на ограниченный круг интеллигенции и замыкалась рамками Москвы.
Я могу судить о масштабах деятельности аленинского и нынешнего центров весьма компетентно, потому что в конце 50-х годов, будучи студентом Гнесинского института, лично познакомился с почти столетней певицей. Мария Александровна, вернувшись из эмиграции в преклонном возрасте, поселилась в арбатском переулке недалеко от Гнесинки. Сохранив прекрасную память, она с удовольствием общалась с нами, студентами-певцами, и рассказывала, что звучало почти неправдоподобно, о встречах и творческой дружбе с Мусоргским и другими композиторами «Могучей кучки», а впоследствии с Рахманиновым, Метнером, Дебюсси, о своих просветительских устремлениях на протяжении всей огромной жизни.
Сегодняшний Дом романса находит новые формы деятельности, расширяя ее масштабы.
Галине Сергеевне Преображенской, обладающей неуемной созидательной энергией, удалось объединить служителей жанра, помогающих ей в осуществлении грандиозных планов. Мы имеем дело с весьма редким явлением, когда талант музыканта-исполнителя сочетается с незаурядными организаторскими способностями. Напомню, что Галина Преображенская и компетентный музыковед, историк жанра, и уважаемый пианист-концертмейстер, выступающий в стране и за рубежом с выдающимися певцами.
Сегодня один конкурс сменяет другой: за «Надеждой романсиады», где участвуют дети от 5 до 16 лет, следует «Романсиада без границ» — здесь возраст участников и даже лауреатов-победителей нередко переваливает за 70! Затем приходит черед «Офицерского романса» и конкурса на лучший современный романс, а в перерывах — ежевечерние концерты мастеров жанра и талантливых молодых артистов. И наконец, уже
на протяжении нескольких лет, под эгидой Дома романса проходят региональные конкурсы — в Сибири и на Урале, в государствах Средней Азии и Балтии...
А затем лучшие из лучших соревнуются на международном конкурсе «Романсиада» в переполненном Колонном зале Дома Союзов, а в жюри приглашаются авторитетнейшие специалисты, представляющие разные эстетические направления, но объединенные любовью к жанру, неравнодушные к его судьбе: Людмила Лядова и Александр Ведерников, Светлана Варгузова и Юрий Веденеев, Валентина Пономарева и Сергей Никитин, зарубежные мастера жанра...
Галина Сергеевна, руководитель уникального, единственного в своем роде художественно-просветительского учреждения — Дома романса — с помощью других компетентных специалистов
открывает всё новые и новые таланты, а певцы-лауреаты занимают в дальнейшем ведущие места в музыкальных театрах и на концертной эстраде.
Назовем хотя бы некоторые имена: солистки Большого театра Карины Сербиной, солистов Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрия Степановича, Чингиса Аюшеева, Арсена Согомоняна — выдающегося баритона, ученика и наследника Павла Лисициана; лауреата 1 премии не только Романсиады, но и конкурса «Опералия-2010» Пласидо Доминго, уже завоевавшего мировой авторитет Алексея Кудри, заслуженной артистки России, заведующей кафедрой камерного пения Санкт-Петербургской консерватории Марии Людько, одной из самых востребованных ныне лучшими оперными театрами мира Марины Поплавской...
Перечислить всех лауреатов Романсиады означало бы назвать практически большинство звезд наших ведущих театров.
Когда мне оказывается честь возглавить жюри или вместе с коллегами принять участие в его работе, я неизменно испытываю радость от того, что жанр, которому отдано 55 лет жизни, притягивает людей разных возрастов. Особенно отрадно за молодежь — ведь за стенами Дома романса и некоторых других, к сожалению, немногочисленных культурных центров ее потчуют бездумной попсой и дискотеками с беспредельными, одуряющими, разрушительными децибелами.
Казалось бы, нужно только радоваться тому, что Дом романса, который, по замыслу его художественного руководителя, должен носить в будущем имя Сергея Яковлевича Лемешева, живет такой красивой, полнокровной жизнью. Тем более что есть поручение Сергея Семеновича Собянина о передаче Дому просторного помещения, где смогут разместиться еще и музей истории романса, и творческие мастерские.
Но не все так радужно — «есть мнение» местных, муниципальных «культуртрегеров», что романс — «нафталинный» жанр, и интересен сегодня только «замшелым» старушкам.
А в новом здании нужно создать современный молодежный досуговый центр с дискотеками. Думаю, что таковых у нас избыток, а уникальный Дом романса, наследующий великие музыкальные традиции — единственный. Хочется надеяться, что подлинная культура выйдет победительницей в борьбе с антикультурой.
Сергей ЯКОВЕНКО, народный артист России, академик
Опубликовано в журнале «Музыкальная жизнь»
Фотография с сайта romansiada.ru