В прошлом году петербургский Детский музыкальный театр «Зазеркалье» отметил свой весьма значительный юбилей — четверть века успешной творческой деятельности. В 1987 году в тогдашнем Ленинграде режиссёром Александром Петровым и дирижёром Павлом Бубельниковым был создан аналог московского театра Натальи Сац.
Удивительно, но северная столица обходилась без такой институции целых два десятилетия — пока в Москве с середины 1960-х гг. существовал и успешно выступал первый в нашей стране театр музыки для детей. Петров и Бубельников исправили эту ошибку, и город на Неве получил замечательный коллектив, за прошедшие годы полюбившийся ленинградцам-петербуржцам всех возрастов.
В юбилейный год театр запланировал гастроли в Москве, причём не где-нибудь, а на сцене главного театра страны,
и Большой театр России любезно откликнулся на эту инициативу. Тем самым уровень, престижность гастролей была значительно поднята: выступить не в театре-партнере, не в театре-аналоге (театре Сац), пусть знаменитом и уважаемом, и не на любой другой московской площадке, а на сцене Большого — это дорогого стоит!
Однако декабрьский десант из Петербурга по разным техническим причинам не состоялся: московские любители оперы несколько загрустили, но на их счастье юбилейные гастроли не отменились вовсе, а лишь были перенесены во времени. Вместо декабря 2012-го в планах появился сентябрь 2013-го — самое начало нового сезона, который в Большом начался с гастролей успешной петербургской труппы.
Не зря пишу, что московским меломанам взгрустнулось, когда гастроли петербуржцев оказались под вопросом:
за прошедшие годы «Зазеркалье» не раз радовал москвичей своими спектаклями,
начиная с памятных больших гастролей в 1993 году — состоявшихся, можно сказать, на заре творческой деятельности коллектива. И позже театр показывался в столице, главным образом в рамках фестиваля «Золотая маска», на премии которого они были номинированы и в итоге выигрывали ряд наград.
Конечно, всем московским меломанам памятна «Богема» с Евгением Акимовым и Татьяной Сержан в ролях Рудольфа и Мими, исполненная на сцене Театра имени Маяковского в 2002 году, памятна «Золушка» в 2009-м, которую театр сыграл на сцене столичного «Стасика» со Станиславом Леонтьевым и Юлией Неженцевой в главных партиях, памятны две камерные оперы, показанные на сцене Театрального центра имени Мейерхольда в 2012-м — «Шинель» И. Кузнецова и «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Г. Банщикова.
Все эти работы отличало высокое качество исполнения, интересная театральная концепция и огромный энтузиазм, с которым артисты показывали свое искусство публике.
В программу нынешних гастролей на Новой сцене ГАБТа вошли шесть спектаклей
— три серьезных оперы для взрослых, хотя все три — комические и, в общем-то, с некоторыми оговорками их вполне могут смотреть и дети, и три музыкальных спектакля, адресованных юной аудитории.
Два из шести спектаклей уже не впервые играются в Москве: кроме ранее упомянутой «Золушки» театр, как и на гастроли 20-летней давности, привёз один из самых своих важных, можно сказать программных спектаклей — «Детский альбом» на музыку Чайковского и с поэтическими текстами Толстого, Набокова и Гарина-Михайловского.
Все работы театра отличают два важных качества: это яркая театральность и доступность языка, на котором изъясняется коллектив.
Запоминающиеся действа, которые разворачивает театр на сцене, одинаково интересны как детям, так и взрослым, поскольку в их основе лежит стремление сделать сложное искусство музыкального театра ближе и понятней самой широкой аудитории, не «одарить» какой-то неимоверной и трудно читаемой концептуальностью, не отпугнуть от жанра, но пригласить к его освоению, пониманию и в конечном итоге влюбить зрителя в прекрасный мир музыкального театра.
Именно этот лейтмотив столь подкупает во всех работах театра, вне зависимости от качества исполнения. В целом оно было высоким, хотя, представляется, что не все спектакли были одинаково ровными — были свои очевидные удачи, но были и те, в которых каких-то штрихов и деталей показалось недостаточно.
Детям были адресованы фольклорная игровое действо «Финист ясный сокол» на музыку И. Рогалёва, мюзикл С. Важова «Робинзон Крузо» и уже упомянутый «Детский альбом».
Менее интересным показался именно «Робинзон», хотя жанр мюзикла, столь популярный сегодня в обеих столицах, казалось бы, должен был привлечь внимание максимально. Сказалась вторичность музыкального материала и не вполне удачное звуковое решение, когда акустика спектакля не вполне вписалась в пространство Новой сцены Большого.
Как и прочие спектакли «Зазеркалья» «Робинзон» ярок и энергетически насыщен, но вот его музыкальные достоинства не кажутся неоспоримыми. Кроме того, пьеса Н. Голя, положенная в основу мюзикла, всё-таки слишком сложна для восприятия — рекомендованным детским возрастам она едва ли под силу для осознания замысловатой двойственности демонстрируемых миров — выдуманного Крузо на необитаемом острове и реального Дефо, автора великого романа, на котором базируется пьеса, их постоянного пересечения-переклички, мгновенного преображения из всамделишности в ирреальность.
Гораздо более гармоничен в это плане «Финист»:
хотя музыку Рогалева также трудно назвать исключительно самостоятельной и обладающей очевидным авторским стилем, форма подачи сказки, избранная театром, захватывает.
«Финиста» где-то можно даже сравнить с «Ростовским действом» Бориса Покровского, где также прививается публике любовь и интерес к национальной традиции, к фольклорному театральному действу. «Финисту» также свойственна иносказательность и метафоричность, но воспринимается она проще и естественней, чем в мюзикле Важова.
Великолепно найдена модель общения с залом: роль Сказителя (Виталий Гордиенко) неоценима, он ведет детскую аудиторию по миру этой местами сложной сказки, делая ее доступной и интересной. Юмор, которым насыщен спектакль, добрый и понятный, он дает на самом деле непростому формату спектакля (стилизованная под старину речь или сам музыкальный язык вовсе не просты для современного детского восприятия) ту необходимую живинку, которая увлекает зал абсолютно.
По-прежнему великолепное впечатление производит «Детский альбом» — спектакль-мечта, спектакль-фантазия, тонкий и одухотворенный, насыщенный великой музыкой и великим словом.
Это тот мир смыслов и ассоциаций, который по-хорошему и должен формировать современного русского человека, воспитывать ребенка сызмальства в особой атмосфере и в особой среде. Хорошо бы в воспитательно-просветительских целях показывать «Детский альбом» всем детям России в обязательном порядке — не знаю, как бы это можно было реализовать практически, но очевидно, что нравственная ценность такого театра неоспорима.
Пусть у читателя не сложится превратное впечатление: в спектакле не только дидактика и нравоучение, как раз их там мало, как и мало прямолинейности и совсем нет навязчивости.
Ценность этого продукта именно в том, что «обязательное» подается очень деликатно, мягко, не отбивая интерес.
В спектакле много зрелищности, ярких сценических решений, удивительных находок чисто игрового характера — и при этом он учит, воспитывает, наставляет.
Из трёх взрослых опер, привезенных «Зазеркальем», наименее удачной показалась «Волшебная флейта». Этому спектаклю также не занимать театральности: Александру Петрову и здесь, как и во всех прочих его спектаклях удалось создать действо динамичное и живое, а художник Владимир Фирер предложил яркое визуальное решение театра в театре.
Короб из ширм-занавесов, маленький балаганный театр, что располагается в центре сцены, словно волшебный фонарь фокусника дает огромные возможности постановщикам. Великолепны костюмы — по-настоящему сказочные, загадочные, какие-то неведомые и даже где-то инопланетные (как у трёх дам-валькирий Царицы ночи), прекрасно организован интерактив со зрительным залом.
Но всё это не сработало на те сто процентов, которые могли бы получиться, по причине музыкальной незрелости показанного продукта: игра оркестра под водительством Аркадия Штейнлухта и пение артистов в целом не прибавляли энтузиазма.
Опера прозвучала достаточно тяжеловесно, местами откровенно кондово, стилистически очень далеко от Моцарта —
музыкальная ткань «зазеркальной» «Флейты» была лишена лёгкости, игривой виртуозности, подлинной воздушности моцартовского шедевра.
Из солистов, пожалуй, лишь Виолетта Лукьяненко в партии Памины не вызывала вопросов своей уместностью как собственно по звучанию, так и по всему комплексу артистических и музыкальных характеристик.
Все прочие демонстрировали очень средний вокал, отдельные арии не получились совсем (как например выходная у Царицы ночи, впрочем и второй тоже было далеко до блеска), а ансамбли трех дам порой повергали в уныние количеством фальшивых нот и общим нестройным голошением.
Это огорчило и не очень приятно удивило, поскольку буквально на следующий день была показана другая опера Моцарта — «Так поступают все», спетая совсем по-другому. Возможно, неудача «Флейты» — случайность гастрольного характера, возможно, что ее недооценили, полагая, что «Cosi» и россиниевская «Золушка» гораздо сложнее исполнить, поэтому основные вокальные силы надо бросить на них.
Кажущаяся простота «Флейты» очень обманчива,
хотя многие полагают, что кроме арий Царицы ночи там все просто и даже элементарно: за незатейливыми, казалось бы, мелодиями этого зингшпиля кроется огромная сложность подать их убедительно и стилистически достоверно, что в этот раз у гостей из Петербурга не получилось.
Зато именно эти качества отличали вторую моцартовскую оперу:
легкость, живость, искрометность музицирования придали рококошному шедевру великого Моцарта силу настоящего увлекательного театра.
Очень достойно прозвучал секстет солистов, все они справились со сложнейшими партиями, изобилующими виртуозностью, а некоторые (например, партия Фьордилиджи) даже виртуозностью на грани экстремальности.
Ольга Шуршина спела эту голосоломную партию очень профессионально, местами даже играючи, под стать ей была и Дорабелла Дарьи Росицкой. Яркий красивый голос и хорошую техническую оснащённость продемонстрировала и Елена Заставная в партии Деспины.
Удачны были и три кавалера — Сергей Романов (Гульельмо), Антон Росицкий (Феррандо) и Егор Прокопьев (Альфонсо) пели красиво и по-моцартовски легко.
Маэстро Павлу Бубельникову удалась общая атмосфера игривой прозрачности оркестрового звучания (чего, увы, почему-то совсем не было на «Флейте»), а самое главное достоинство — это превосходно собранные ансамбли, коими так сложна эта опера.
Как театральный продукт «Cosi» оставила ощущение такое же, как и в музыкальном плане: лёгкости, гармоничности, уместности.
Фривольный сюжет был прочитан по-театральному ярко, но без неуместного эпатажа: сегодня часто из этой оперы делают сексуальный блокбастер, современных постановщиков весьма веселит идея о рокировке четырех любовников, и тут уж они «отрываются» на полную катушку.
Петров не делает ничего такого: его спектакль, хотя и не пресный, а имеющий свои остроты, всё же абсолютно классичен, кроме того визуально красив (художник Елена Орлова) — одно разнообразие и грациозность костюмов (что европейских, что в стиле а ля тюрк) чего стоит!
Безусловно, «Так поступают все» — большой успех «Зазеркалья» и в музыкальном, и в театральном плане.
«Золушка», уже однажды завоевавшая Москву, была, пожалуй, самым сильным спектаклем «взрослой» программы. Эта работа не растеряла ничего из того, что мы видели на гастролях четырёхлетней давности: россиниевские шарм и обаяние присутствуют в ней изрядно.
Это сегодня уже Москва имеет свою «Золушку» (в «Новой опере») и даже «Итальянку в Алжире» (в театре Станиславского), а
несколько лет назад «Зазеркалье» был первопроходцем и тогда его спектакль воспринимался как чудо.
В целом это ощущение подтвердилось — лёгкость и головокружительная виртуозность присутствуют в нём изрядно, как в музыкальном исполнении, так и в сценическом действии. Гениальная находка Петрова с множеством ширм, «бегающих» по сцене и каждый раз формирующих сценическое пространство так, как нужно постановщику, работает превосходно — спектакль динамичный, даже искромётный.
«Золушка» полна превосходных актёрских работ,
фактически каждый из септета протагонистов не просто убеждает, но дает зрителю настоящий фейерверк эмоций. Это буффонада в высоком смысле — не потерявшая своего задора и куража, но исполненная на высоком уровне, не пожертвовавшая качеством ни на секунду.
В музыкальном плане Россини, как известно, очень сложен, и эта опера — одна из самых непростых. «Зазеркалье» поёт её хорошо.
Вера Егорова (Анджолина-Золушка) обладает прекрасной техникой подвижности и мягким и одновременно насыщенным меццо — партия для неё в самую пору. Превосходны злюки-сестрички Тисба (Анна Снегова) и Клоринда (Сауле Искакова) — их пение выразительно и точно.
Мужчины не столь фееричны как дамы, но в целом и Владимир Самсонов (Дандини), и Дмитрий Неласов (Алидоро), и Алексей Сазонов (Маньифико), и Антон Росицкий (Рамиро) достойно справляются со своими партиями, составляя гармоничный ансамбль с женскими голосами.
Вторые большие московские гастроли «Зазеркалья» в целом прошли удачно,
показав большой потенциал этого коллектива, его реальные достижения, и доказав, что детскому театру по силам очень многое, самый разный репертуар, включая сложнейшие шедевры классиков, если у этого корабля такие смелые и умелые штурманы, как дирижёр Бубельников и режиссёр Петров.
Автор фото — Мария Ковалёва