BBC Proms вернулся в Лондон

Традиционные летние концерты ВВС Промс, проходящие в Королевском Альберт-холле — начались.

В период с 12 июля до 5 сентября будет сыграно 75 концертов классической музыки.

Музыканты со всего мира отдадут, в первую очередь, дань юбилеям Верди и Вагнера. По традиции будет сыграно много русской классической музыки — сочинения Рахманинова, Чайковского, Бородина, Прокофьева, Шостаковича, Глазунова, Стравинского. Приглашены всемирно известные дирижеры и симфонические оркестры, в том числе Антонио Паппано, Валерий Гергиев, Даниэль Баренбойм, Семен Бычков и другие.

В один из первых Proms прошла мировая премьера английского композитора Дэвида Мэтьюза «Видение моря», но

гвоздем программы стал Второй концерт Рахманинова.

Огромнейший, рассчитанный на пять тысяч зрителей зал Альберт-холла окончательно заполнился зрителями перед Рахманиновым, а после перерыва вдруг обнаружилось достаточно большое количество пустующих кресел, хотя программа предлагала напоследок симфонию № 4 датского композитора Карла Августа Нильсена.

Концерт Рахманинова исполнял молодой японский пианист, слепой от рождения, Нобуюки Цудзии,

победитель Международного конкурса пианистов имени Вана Клиберна 2009 года. Это был его дебют в Лондоне. Но русские любители музыки знают артиста достаточно хорошо: он выступал с Мариинским оркестром под управлением Валерия Гергиева.

Филармонический оркестр BBC и японский пианист уже сотрудничали, но всякий раз — за пределами Великобритании, в Японии. Было заметно, что их отношения превратились в нечто особенное, и что музыканты приняли Нобуюки поистине всем сердцем.

Его исполнение дышало естественностью, наивной очаровательностью,

и это было необычно, свежо. Многочисленные поклонники молодого музыканта от души, и стоя, аплодировали Нобуюки, вызывая его снова и снова на поклон. Он совершенно неуклюже стоял на сцене, раскланиваясь как-то в сторону, а испанский дирижёр Хуанхо Мена по-отечески поправлял его.

Нобуюки Цудзии и Филармонический оркестр BBC

Филигранная работа дирижера была заметна, начиная с первых звуков концерта Рахманинова, и раскручивалась затем с предельной ясностью, технически безукоризненно, без излишней бравурности.

Четвертая симфония Нильсена «Неугасимая» («The Inextinguishable») — это, по сути, неудержимый всплеск жизненной силы, встречающий препятствия и трудности, но побеждающей!

«Что значит жажда жизни? — писал Карл Нильсен своей жене, с которой его связывали очень теплые отношения. — Я не имею в виду что-то грандиозное,... но просто — Жизнь и Движение, сливающееся в одно огромное движение, в один мощный поток. Мне нужно слово, чтобы выразить это».

Это слово и эта музыка были найдены — в симфонии «Неугасимая». И как красиво слово, так же красива и захватывающа музыка.

А теперь вернемся в начало концерта, к «Видению моря» Дэвида Мэтьюза.

Композитор, представляя свой новый опус, рассказал нам о своем доме, стоящем на берегу моря (Английского канала, в Кенте). О том, как часто он наблюдает, как меняется настроение и цвет моря, что, в конце концов, его, вдохновленного побережьем, морем, стихией, и привело к сочинению своего «Видения моря».

Видение моря Мэтьюза оставило меня равнодушной. Вначале показалось, что мы, зрители, просто не готовы были вот так сразу воспринимать серьезную музыку. Но

после первых звуков Рахманиновского концерта стало отчетливо ясно — дело не в слушателях,

как-то развязно покашливающих, шуршащих (что совсем не типично для английской публики) во время мировой премьеры своего доморощенного английского композитора.

Огромнейший зал растворился с первыми звуками Рахманинова, замер! Виной тому была Музыка. То, что мы услышали вначале, — были только звуки.

Мой друг, больший знаток музыки, чем я, поделился своими впечатлениями о том, что услышал он в этой новинке «сильный аромат» Дебюсси, задумчивость Яна Сибелиуса и музыкальные мотивы еще одного британского композитора, органиста и дирижёра Ральфа Воан-Уильямса.

реклама

Ссылки по теме