«Алеша Попович и Тугарин Змей». Анимационный блокбастер Константина Бронзита
23 декабря в прокат выходит 75-минутный и, как гласит реклама, героический блокбастер от создателей «Карлика Носа» — «Алеша Попович и Тугарин Змей». Снят он питерской студией анимационного кино «Мельница» и кинокомпанией «СТВ». Можно уже говорить о тенденции в российской анимации, которая последовательно выпускает полнометражные проекты, равняясь на мировой опыт. Наши «Щелкунчик», «Незнайка и Баррабас», а теперь вот и «Алеша Попович» — почти что ответ «Шрэку», «Подводной братве» и иже с ними. С недавних пор крупные анимационные проекты на равных с игровыми картинами конкурируют в конкурсах фестивалей класса «А». Теперь мы не позади планеты всей.
Новый фильм режиссера Константина Бронзита и продюсеров Александра Боярского и Сергея Сельянова позиционируется как семейное и развлекательное кино. На предваряющем прокат показе в Доме кино, куда привезли целую автобусную колонну детей и их родителей, режиссер именно об этом и говорил со сцены. Стремились создать кино для детей в первую очередь, но и такое, чтобы взрослый человек мог в нем найти для себя нечто занимательное. Прежде чем дать слово режиссеру, в Доме кино показали знаменитую его ленту «Дом на краю земли», проехавшую не один фестивальный маршрут. Это очень остроумный фильм, и он многое в Бронзите объясняет, и не дает ему самому покоя в том же «Алеше Поповиче», где мы тоже увидим домик на самом пике скалы, продуваемый всеми ветрами. Только в нем не бабка с коровой и прочей домашней тварью проживает, а богатырь Святогор. Бабка с ослом и говорящей лошадью, правда, тоже имеется, но они всего лишь постояльцы на ночь в этом хлипком пристанище.
Сценарий, впоследствии сильно переработанный, был получен по электронной почте от никому не известного молодого человека Максима Свешникова и увлек продюсерскую группу. Случай сам по себе удивительный и духоподъемный для десятков сценаристов. Это история о том, как жители города Ростова собирали дань Тугарину Змею с миру по нитке, отдавали последний золотой зуб, вырывая его из и без того беззубого старушечьего рта. А богатырь русский Алеша Попович на наших глазах из чудо-младенца небывалой силы, напоминающего Гаргантюа из романа Рабле, рос не по дням, а по часам и превращался в конце концов в юношу. Юноша, правда, самый настоящий Иван-дурак уродился. Физиономия глупая и тупая, извилина в его могучей головушке явно одна, зато силушки и любви к родному Отечеству не занимать. Здоровый, настоящий русский парень, идейный и патриот. Как только пробил час, как только доведен до отчаяния народ родной, вспоивший и вскормивший чудо-богатыря, так тот и готов постоять за честь и справедливость. И пошел наш Алеша вослед страшенному и здоровенному Тугарину Змею и его войску несметному.
Не все сразу и гладко получается, ума-то ведь Бог особого Алеше не дал. То он бросит каменную глыбу вослед уходящим злодеям, а попадет в родной город, разнесет его на куски. Только церковь уцелеет, с нею никогда и ничего не случается, потому как место святое. Да и читать Алеша не умеет. Не тому его учили взрослые, не грамотой он силен. Зато как пойдет воевать с Тугариным, за ним куча любящих сердец увяжется. Ведь любимый он — Алеша, куда ж его одного отпускать. Так и идет в свой поход он с дедом Тихоном, тщедушненьким старикашкой, красной девицей Любавой, любящей Алешу до беспамятства, как только на Руси любить умеют без оглядки, бабкой Любавы, сгорбленной пополам, ослом Моисеем. Как в сказке про репку, где бабка за дедку, а дедка за репку.
По дороге к ним присоединяется купленный у цыган говорящий где надо и не надо конь Юлий Цезарь. Тоже веселый персонаж. Так эта зверино-человеческая компания и путешествует по земле. А пройдя огонь и воду, вернет золото городу, прогонит с земли русской Тугарина Змея. Будет он потом на потеху охочей до забав толпе сидеть в клетке, веселить народ.
Вообще-то «Алеша Попович» — абсолютно эстэвэшный проект по духу. Рассказать про землю русскую и ее народ, который никаким инородцам и «американам» подмять под себя не удастся, что всем им в конце концов придет кирдык, — это так напоминает «Брата», знавшего «в чем сила». Правда все та же, и патриотический настрой тот же. Алеша Попович — все равно что Данила Багров иного исторического и литературного разлива.
Голос Сергея Маковецкого — киевского князя — узнаешь сразу. Его приятно узнавать. Все-таки участие в анимационном проекте известного большого актера что-то да значит. Поп и богатырь Святогор (без одежды и своих мощных доспехов он всего лишь сухонький старичок, главное не сила богатырская, но дух) говорят голосом Ивана Краско. Прекрасная питерская актриса и красавица Наталья Данилова, совсем исчезнувшая с экрана в последнее время, озвучивала бабку, и великолепно это сделала. Она принимала участие и в озвучании «Карлика Носа». В остальных ролях задействованы питерские не очень известные широкому кругу зрителей актеры. Заглавная роль досталась Олегу Куликову. А вот Тугарин Змей заговорил голосом самого Бронзита, что довольно странно. Бронзит производит впечатление скромного и даже застенчивого человека, а тут вдруг такая глыба и страшилище на экране. Но метаморфоза оказалась вполне успешной.
Изображение двухмерное, плоскостное, от такого мы постепенно отвыкаем: ведь анимация становится все более натуральной и похожей на жизнь, а значит, трехмерной, объемной. Но все дело в замысле. В «Алеше Поповиче» двухмерность имеет даже какой-то иронический оттенок, позволяет посмотреть авторам на происходящее как бы со стороны, посмеяться над своими трогательными героями.
Бюджет картины составил 1 миллион 600 тысяч долларов, и сделан фильм был в рекордно короткие сроки. Если сравнить с прочими нашими анимационными проектами, уже готовыми и находящимися в стадии создания и активного пиара, то это просто ничтожная сумма. Результат, однако ж, совсем иного рода, и удастся ли кому-то в ближайшее время сделать что-то подобное — большой вопрос. В планах студии «Мельница» — создание трилогии, в которую, помимо «Алеши Поповича», войдут фильмы о богатырях русских Илье Муромце и Добрыне Никитиче.
Светлана Хохрякова