«Время собирать камни»: военная драма Алексея Карелина
Компания «Панорама кино» выпускает фильм «Время собирать камни» эту накануне 60-летия Победы, но до основного обвального потока фильмов на юбилейно-священную тему.
Сценарий наших патриархов Юлия Дунского и Валерия Фрида был написан еще в 1981 году. Классики сценарного цеха взяли за основу негромкую историю из 1945 года, когда уже отгремели победные залпы и пришла пора задуматься о человеке не в масштабах государства, а в рамках отдельно взятой судьбы.
Время собирать камни — время после страшной бойни, какой над Европой пронеслась Вторая мировая война. Те следы, что оставила она в душах людей, — вот что в центре внимания молодого режиссера Алексея Карелина, прежде работавшего над телесериалами. По его собственным словам, у него был отличный сценарий, который он «постарался не испортить».
...Подписана капитуляция. Что ждет людей, прошедших военный ад, впереди? С чем войдут они в мирную жизнь?
В центре сюжета классическое противостояние героев по обе стороны баррикад, прошедших путь взаимного притяжения-ненависти. Советскому капитану Демину (Владимир Вдовиченков) и немецкому лейтенанту Онезоргу (Давид К.Буннерс) вдвоем предстоит разминировать стратегические объекты на бывшей оккупированной территории. Русский горяч, одержим справедливой ненавистью к врагу и поначалу даже помыслить не может, что начальство откомандирует именно его сопровождать фрица. Последний же твердит, что он не фашист, не член партии, он только солдат.
Между двумя мужчинами — нежная девушка-переводчица Неля (Ольга Красько), которой небольшой фронтовой опыт да и общая конфликтная ситуация не слишком-то позволяют сгладить отношения. Каждому из героев необходимо противоядие от озлобленности и недоверия друг к другу. И на разбитых дорогах, в разрушенных деревнях троице будут встречаться люди, реагирующие молниеносно на немца, пусть он и без оружия...
Образ врага в картине А.Карелина нетрадиционен, даром что Дунский с Фридом написали свою историю в годы, когда фильмы о войне у нас лидировали и никаких полутонов не практиковалось.
Немецкий сапер (актер — в Германии достаточно известное медийное лицо, много работает на ТВ) выбирает путь искупления. За нацию свою, за общий грех. Он уязвим для любых нападок со стороны своего невольного коллеги, но настоящим потрясением для него становится тот день, когда подросток, у которого фашисты замучили отца, попытается его убить. Ничего не молвит этот ребенок, которого после неудачного выстрела схватят односельчане. Но его до последнего своего часа будет помнить немец.
Владимиру Вдовиченкову, играющему Демина, не привыкать к характерам брутальным, мужественным. На актере хорошо сидит военная форма, и ему, как оказалось, не чужда немецкая тема (Вдовиченков вырос в Калининградской области, где соседей-немцев хватало). Его капитану некуда возвращаться, жена не дождалась героя, и теперь он опасается мирной жизни. Таким, как капитан Демин, в условиях войны легче, как ни кощунственно это звучит. И его постепенное возвращение к миру — это вынужденное сотрудничество с тем, кого он готов убить в начале пути и кого он оплакивает, потеряв.
Естественно, в 80-е годы прошлого века у нас не мог появиться фильм, где главный герой усомнился бы в праведности действий НКВД по отношению к врагу. Где ценой искупления при любом раскладе будет жизнь, хоть разминируй все заводы и школы, хоть ты и не был в рядах карателей.
В скромной по сегодняшним меркам картине (всего-то миллион долларов выделили Роскультура и «Первый канал» продюсеру Владимиру Меньшову и молодому режиссеру) довольно плотное и объемное время действия удалось передать в основном за счет акцентировки на персонажах. Недостаток средств, конечно, ощущается, хотя костюмы соответствуют времени, а лица в массовке передают в должной мере эпоху. Неожиданны в небольших ролях известные Андрей Федорцов и Александр Лыков. Истинным подарком является работа Евдокии Германовой в роли безвинной жертвы войны — все и всех потерявшей «бабушки, бабули», а женщине-то, как оказалось, 35 лет. И хоть найдутся всегда те, кто бросит в нее камень за то только, что была среди угнанных немцами, лично ее история внушает надежду на возрождение. Германова точно передает, как помутившееся сознание постепенно проясняется, как оттаивает ее героиня. За актрису в одной сцене отлично спела театралам хорошо известная Ольга Лапшина, и после этого эпизода хочется верить, что с героиней Е.Германовой произойдет реабилитация (в самом широком смысле слова).
И тогда тяжелое резюме фильма о том, что самые страшные мины — те, что заложены в душах людей, разминированию не подлежат, можно будет хоть отчасти опровергнуть. Когда не убита еще вера в то, что хоть одна человеческая судьба не будет безнадежно поломанной.
Оксана Гаврюшенко