Рекламу «Чебурашки» (2023) я встретила с предубеждением. Ещё бы! За эти годы РФ-кинематографистами было сделано так много попыток прокатиться на «советском трамвайчике», ничего не вкладывая и лишь приватизируя успешные идеи сорока-пятидесятилетней давности, что информация об очередном ремейке (или сиквеле?), не вызвала ни малейшего восторга.
Скучные переделки, точней — недоделки «Джентльменов удачи», «Кавказской пленницы», «Экипажа», «Королевы бензоколонки», среди которых бездарный сиквел «Иронии судьбы» выглядел не самым большим позорищем — вот какое впечатление создавалось от тех фильмов.
Не радовали и детские проекты — «Бременские музыканты» 2000-х с престарелым Трубадуром, воскресшие «Ну, погоди!» и унылейшее «Простоквашино»-2018 вызывали только один вопрос: «А зачем?». На этом фоне зазывающие афиши какой-то очередной и — модернизированной «Чебурашки» смотрелась не то, как издевательство, не то, как старческий маразм. Или того хуже — стрижка денег путём хайпа.
Тем паче, трейлер выдавал не мульт-фрагменты, но кинокадры с участием Сергея Гармаша и почти неузнаваемой Елены Яковлевой, прижимающей к себе культовую среди знатоков моды сумку Hermès Birkin. Думалось, что выйдет какая-нибудь трескуче-гламурная ахинея, куда зачем-то протиснулся харизматичный Гармаш. Что за «Чебурашка» такая? Блёсткий фантик, скрывающий пустоту?
Однако же добрые отзывы самых разных людей (от профессиональных киноведов, чьему мнению я кое-как доверяю — до блогеров, чьему мнению я не доверяю никогда) заставили как-то иначе взглянуть на этот проект. Не могут, в самом деле, умный журналист и глупая тик-токерша быть единодушными, если фильм — сомнителен или провален!
Ещё нюанс. Лента за три дня окупила свой первоначальный бюджет, обретя статус наиболее кассового фильма в российском прокате за всю его историю. Режиссёр, взявший на себя смелость покуситься на Чебурашку нашего детства — Дмитрий Дьяченко («День радио», «О чём говорят мужчины», «Последний богатырь», сериал «Кухня»). Его послужной список не так уж гадок — эти кино- и телеработы даже не хочется громко ругать. Так, по мелочи.
Оговорюсь сразу — никакого отношения к произведениям Эдуарда Успенского новая «Чебурашка» не имеет. Взят лишь главный ушастый герой и тема апельсинов. Гена здесь не крокодил, «работающий в зоопарке», но брутальный мужик Геннадий, трудящийся дендропарка (Сергей Гармаш). Он — вдовый отец взрослой дочери, тесть и заботливый дед. В кадре — Сочи, Кисловодск, Пятигорск и Ессентуки, что создаёт дополнительное ощущение праздника.
Имеется масса интереснейших деталей. Так, если в классической «Чебурашке» Гена, читая словарь, констатирует: «Никаких Чебурашек нет!», то в киноверсии Дьяченко фигурирует словарь Владимира Даля, где «чебурахнуться» — это упасть, грохнуться. Тутошний Чебурашка это беспрестанно делает — кувыркается, плюхается, шлёпается и скатывается. В общем, пушистое существо обретает имя, которое можно объяснить логически. Сама зверушка-игрушка выполнена хорошо и вполне узнаваема; это именно Чебурашка, а сходства с Покемонами да Телепузиками, на что указывали немногочисленные критики, тут нет. Уж, как не нам — тёткам и дядькам 50+ знать в лицо Чебурашку!
В сценарии полно шуток и аллюзий, рассчитанных сразу на несколько поколений — кино-то семейное. Для нас презанятно звучит реплика: «О! Тёпленькая пошла», взятая из «Иронии судьбы», а финальный анекдот насчёт «сними этого с руля» поднял реальный шквал гогота в зале. Также из репродукторов дендропарка льётся «Вокализ» Эдуарда Хиля, ставший в конце 2000-х чем-то, вроде «случайно обнаруженного» хита и относящийся не столько к 1960-м, сколько к эпохе Живого Журнала, когда он был ещё…живым.
Старуха Шапокляк напоминает мадам Круэллу де Виль из «Ста одного далматинца», а сама фабула крутится вокруг шоколадного производства, как в сказке Тима Бёртона «Чарли и шоколадная фабрика». Вообще, культурообразующий мотив шоколада не имеет «наших» корней, поэтому центральное действо киноленты — фестиваль сладостей — выглядит мило, но чужеродно. Я, конечно, не призываю, к блинам и варенью, описанным в «Евгении Онегине», хотя… Почему бы не призвать к блинам и варенью?!
Вот тут и начинаются минусы. Как бы ни кричали о тотальном импортозамещении, в том числе информационном, пока оно хромает на обе ноги. Правда, в случае с «Чебурашкой» эта хромота выглядит, скорее изящным подпрыгиванием, ибо недурно сглажена. Но, увы-увы. Голливудские подпорки торчат отовсюду. А что вы ходите? Америка эстетически давно победила Европу, а мощного советского кинематографа, противостоявшего «фабрике грёз» нет с 1991 года, а если быть честными, то с 1985–1987. Надо ликовать, что хотя бы некоторые фильмы получают высшие баллы от зрителей и не оставляют мерзкого послевкусия. Чебурахнем? И это любо.
Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»