Круг московских филармонических концертов, посвящённых юбилею Родиона Щедрина, завершается на этой неделе. 24 и 25 декабря в Концертном зале им. П.И. Чайковского
за дирижёрским пультом стоял Валерий Гергиев во главе оркестра Мариинского театра.
В понедельник исполняли «Музыку для струнных, гобоев и челесты», драматическую сцену «Клеопатра и змея», виолончельную притчу «Parabola concertante», концерт для гобоя и сюиту из балета «Конёк-Горбунок». Во вторник играли четыре фортепианных концерта.
На первом из двух вечеров мне удалось побывать — спешу поделиться впечатлениями.
В отличие от «соревнования» четырёх высококлассных пианистов, здесь исполняли сочинения разных лет, полярно далёкие по содержанию — от неуклонно появляющегося мотива прощания Художника в гобойном концерте, виолончельной притче и «Клеопатре» до нежной лирики «Музыки для струнных, гобоев и валторн», до весёлой безудержной кадрили из «Конька-Горбунка».
Открылся концерт произведением 1986 года — «Музыкой для струнных, гобоев и челесты».
Тематический материал его взят композитором из сочинённого годом ранее, к шестидесятилетнему юбилею Майи Плисецкой, балета «Дама с собачкой» по Чехову. Изысканная и грациозная, музыка эта влечёт чем-то неуловимо прекрасным и вызывает щемящее чувство ностальгии по временам, которые ушли безвозвратно. Балет Щедрина резонирует с тоном великого писателя, отражая тон изящной словесности начала прошлого века.
Кроме того, в первом отделении в ранге российской премьеры исполняли последнее сочинение Родиона Константиновича — драматическую сцену на текст финала трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра» для женского голоса и симфонического оркестра.
Солировала очаровательная Екатерина Гончарова,
выпускница Санкт-Петербургской консерватории. Публика щедро рукоплескала без сомнения одарённой певице, сочинение тоже было встречено хорошо. Композитора долго не хотели отпускать со сцены, устроив восторженную овацию. Так завершилось первое отделение.
Во втором самое сильное впечатление произвёл «Конёк-Горбунок». Сегодня Родион Константинович Щедрин отзывается об этом балете как о «партитуре, не лишённой некоторой наивности» (такое определение — в книге «Монологи разных лет»), однако партитура эта проверена временем.
Яркий колорит замечательной сказки Ершова, «русский дух» слышен в каждом её такте!
Пожалуй, ложку дёгтя в мою безупречно положительную пока заметку добавляет лишь неизбежное сравнение Симфонического оркестра Мариинского театра с игравшим неделей раньше под руководством Плетнёва оркестром РНО. Уже потому неизбежное, что на bis петербуржцы играли «Озорные частушки», которыми завершился (завершился блестяще!) и концерт Плетнёва 16 декабря. Ибо,
при неоспоримом профессионализме и мастерстве Валерия Гергиева его оркестр рядом с РНО выглядел слабее.
Чрезвычайно высокий темп «Озорных частушек» в исполнении последних вкупе с технической безукоризненностью — думается, это было одно из лучших событий всего щедринского юбилейного марафона.