Первый юбилей Бетховенского фестиваля
Когда заходит речь о музыкальной жизни Польши, первым делом вспоминают два художественных праздника, периодически проводимые на протяжении уже долгого времени. Это Конкурс пианистов имени Шопена и Фестиваль «Варшавская осень». Десять лет назад к этим успешно действующим, как говорят поляки, «импрезам» присоединилась третья — ежегодный Бетховенский фестиваль. Он был организован и поначалу проводился в Кракове, а три года назад перенесен в столицу Варшаву, отчего статус его повысился. Это большая серия вечеров классической музыки с очень разнообразными программами, стержнем которых служат творения Людвига ван Бетховена. Все остальное трактуется как предшествующее, либо сопутствующее, либо наследующее ему. На фестивале звучит и современная музыка, но в ограниченных дозах — дабы не составлять конкуренцию «Варшавской осени».
Каждый год фестивалю задается некая тема, которая определяет его репертуар, а также становится поводом для обсуждения на специально созываемой музыковедческой конференции, с приглашением видных ученых из разных стран. Тема эта выносится и в название выставки нотных рукописей в Ягеллонской библиотеке. Среди фестивальных тем прежних лет, к примеру, такие: «Бетховен. Структура и экспрессия», «От Бетховена до Малера. В кругу великого симфонизма», «Бетховен и традиция музыкального барокко», «Бетховен и музыка ХХ века. Время апокалипсиса и надежды». Тема завершившегося недавно фестиваля сформулирована так: «Бетховен. Наследие и отзвук».
Бетховенское творчество было представлено обильно и разнообразно по жанрам. В концертном виде была дана опера «Фиделио» с участием превосходных коллективов Национальной филармонии — хора, возглавляемого Генриком Войнаровским, и оркестра под управлением его главного дирижера Антони Вита, а также интернациональной группы солистов. Юрий Темирканов и оркестр Петербургской филармонии привезли Седьмую симфонию, а Юстус Франтц с молодежной «Филармонией наций» — Шестую. Месса opus 86 прозвучала в последний вечер фестиваля. Мадридским симфоническим оркестром и хором Варшавской Оперы дирижировал Иезус Лопец-Кобос.
Нынче входят в моду музыкальные марафоны. Рудольф Бухбиндер, исполнявший уже на других фестивалях в один день все пять бетховенских фортепианных концертов, сыграл их нынче подряд и в Варшаве, одновременно дирижируя оркестром «Sinfonietta Cracovia». Публика была в восторге. Немалое количество сочинений Бетховена прозвучало в камерных концертах.
Конечно же, устроители фестиваля не забыли о двух значительнейших юбилейных датах — 250-летии со дня рождения Моцарта, предсказавшего, согласно молве, юному Людвигу его будущее, и 100-летии со дня рождения Шостаковича, которого небезосновательно именуют Бетховеном ХХ столетия.
Моцартовской программой торжественно открылся фестиваль. Барри Дуглас сыграл и продирижировал в первом отделении вечера два фортепианных концерта, подтвердив, что его исполнительская манера не утеряла своего редкостного обаяния. В 1999 году маэстро организовал оркестр «Camerata Ireland», состоящий из ирландских музыкантов, которые играют в коллективах разных стран и охотно собираются вместе для осуществления конкретных художественных проектов. Во втором отделении концерта оркестр под управлением Дугласа исполнил одну из трех последних симфоний Моцарта — ми-бемоль мажорную. С первых тактов стало ясно, что стоящий за пультом человек — не пианист, взявший в руки палочку, а настоящий дирижер с очень определенными намерениями и хорошей техникой.
Шостаковичу была посвящена специальная программа Камерного оркестра «Aukso». Восторженную реакцию вызвало исполнение Наталией Гутман и Оркестром Темирканова Первого виолончельного концерта. Нужно заметить, что коллектив, выступавший в Варшаве последний раз более двух десятилетий назад, нынче имел в целом успех сногсшибательный.
Одну из своих задач руководство фестиваля видит в том, чтобы открывать публике новые артистические имена. Среди высокоталантливых молодых артистов с сольными программами выступили двое лауреатов последнего пианистического Конкурса имени Вана Клиберна. К сожалению, мне не удалось услышать завоевавшего золотую медаль москвича Александра Кобрина, ученика Л.Н.Наумова. Серебряной же медали была удостоена кореянка Джойс Янг, обучающаяся сейчас в США, в Джульярдской школе. Ей лишь 19 лет, но игра ее глубоко впечатляет мудростью, которая проявляется в том, как погружена пианистка в самую суть музыки, как уходит от соблазна блеснуть виртуозностью (которая откровенно проявилась лишь в исполненной к концу концерта Шестой рапсодии Листа), как чувствует стиль каждого автора. Едва ли не самой проникновенной оказалась интерпретация музыки Николая Метнера, его Сонаты-реминисценции из цикла «Забытые мотивы». Я спросил у Джойс, от кого у нее столь верное ощущение российской ментальности. Она ответила: «От Эмиля Гилельса и Григория Гинзбурга, чьи записи я слушала», хотя, замечу от себя, она им не подражает.
А теперь — об авторе фестиваля. Его придумал, возглавил, осуществляет один человек. Нет, есть, конечно, команда. Но все равно, не только решает кардинальные вопросы, но и входит во все мелочи генеральный директор. Это пани Эльжбета Пендерецкая. Я давно знаком с этой замечательной женщиной, восхищаюсь ее редкостной красотой, мудростью, образованностью — математик и физик по образованию, музыкант по призванию, она еще и полиглот и в интернациональной компании легко переходит с одного европейского языка на другой. Я ценю ее как музу и преданную помощницу выдающегося композитора Кшиштофа Пендерецкого. Но, лишь побывав на возглавляемом ею фестивале, я смог оценить ее недюжинный организаторский талант.
Проведение подобного широкоохватного мероприятия требует прежде всего огромного мужества, но также и инициативы, и специальных познаний, и невероятной работоспособности. Фестиваль — это постоянно возникающие чрезвычайные ситуации, стрессы, разочарования. Однако от участников и гостей праздника все это скрыто: никто не видел пани Эльжбету недовольной, печальной, усталой. Она источает оптимизм и благожелательность, и это в соединении с несравненным женским обаянием помогает ей устанавливать результативные контакты с властями, спонсорами, артистами, слушателями. Мне не хочется именовать деятельность Э.Пендерецкой менеджерской — тут уместны иные слова: просветительская, культуртрегерская, патриотическая. Эта женщина не только хочет, но и все возможное делает, чтобы гражданам ее родной страны было доступно мировое искусство в его наивысших проявлениях. Бетховенский фестиваль — далеко не все, чем она занята. В ноябре в Варшаве состоится очередной Пианистический фестиваль. Это тоже детище пани Эльжбеты.
Михаил Бялик