В эти дни в Центре оперного пения Галины Вишневской проходят мастер-классы великой итальянской певицы второй половины 20 века несравненной Миреллы Френи.
Мирелла Френи — частый гость России, начиная с далёкого 1964 года, когда она впервые приехала в нашу страну с гастролями миланского театра «Ла Скала». Тогда Френи сразу полюбилась русской публике: её трогательная Мими никого не могла оставить равнодушным. Любовь оказалась взаимной: Френи возвращалась к нам не раз. В 1974-м на вторых гастролях миланской оперы она пела Амелию в «Симоне Бокканегре», а в 1989-м, во время третьего визита «Ла Скала» в СССР, блистала в партии Адриенны Лекурврёр.
Приезжала Френи в нашу страну и с концертами,
последний из которых состоялся в Большом зале Московской консерватории почти десять лет назад. Тогда Френи выступала вместе со своим великим супругом болгарским басом Николаем Гяуровым, ныне, увы, покойным. В сопровождении Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского под управлением маэстро Владимира Федосеева в исполнении Френи прозвучали итальянские и русские арии (в том числе хрестоматийная сцена письма Татьяны и знаменитая харизматичная ария Иоанны из «Орлеанской девы»), но более всего запомнилась ария Катюши Масловой из «Воскресения» Франко Альфано:
столько было проникновенности и душевности, яркой эмоции, выразительности в этом пении!
Семь лет назад, в возрасте 70 лет Френи окончательно рассталась с оперной сценой, причём для прощания была выбрана совсем непростая как вокально, так и сценически партия — вердиевская Жанна д’Арк. Этим выступлением завершилась полувековая карьера, одна из самых блистательных в 20-м веке.
Талант Френи можно отнести к многогранным и универсальным. Какую музыку только она ни пела! Кажется, дива прикоснулась ко всему — и Моцарт, и бельканто, и Верди, и веристы, и русская опера —
и во всех своих работах Френи была безукоризненна.
Конечно, строгая критика отмечала одни партии более других, ценила одни работы и высказывала сомнения относительно прочих (как правило более крепких, для более драматического голоса), но в целом необходимо сказать, что уровень, каковой Френи демонстрировала во всех исполняемых ею ролях, был невероятно высок.
Естественность фразировки и звуковедения, отличное легато, инструментальная интонация при богатстве тона — всё это гармонично сочеталось в искусстве Френи,
которая ко всему прочему является одной из лучших актрис мировой оперной сцены.
В этот приезд Френи усердно работает с группой молодых вокалистов в Центре Вишневской.
На этих интереснейших показах присутствует многочисленная заинтересованная аудитория — ловят каждое слово дивы и ценят его на вес золота. А говорит Френи простые вещи: «пойте близко», «не сажайте на горло», «пойте проще, естественней», «забудьте о нотах, думайте об образе», «не демонстрируйте голос, он у вас и так есть, но пойте вдумчиво», «пойте легко, изящно, красиво»…
Казалось бы, прописные истины: но их услышать из уст великой певицы нашей молодёжи стоит ещё и ещё раз – лишним не будет.
29 ноября серия мастер-классов завершится гала-концертом в центре на Остоженке.
Пожелаем же их участникам взять всё самое лучшее из уроков Френи и донести это до сцены, а всем нам — ещё не раз встретиться с этой удивительно лучезарной, до сих пор озорной и задорной артисткой, обаянию которой поистине нет границ!
Фотографии предоставлены Центром оперного пения Галины Вишневской