На концерте традиционной иранской музыки
Певец любви сложил такие строки,
Что мудрецу заплакать не грешно.
Хафиз Ширази (перевод Г. Плисецкого)
В современной жизни, если задуматься, не так уж часто происходят действительно удивительные вещи. Прошедший недавно в Большом зале Московской консерватории концерт классической иранской музыки, безусловно, относится к таковым. В самом центре Москвы мне посчастливилось окунуться в загадочный и влекущий мир Востока. Знаменитый певец Хосейн Нуршарг и инструментальный ансамбль «Гамар» исполняли иранский аваз.
Аваз (آواز перс., «песня», «мелодия», «пение») — одно из базовых понятий в иранской классической музыке, наделённое несколькими взаимосвязанными значениями.
Авазом называют и искусство классического пения, и ладовую систему, и структуру произведения (маленький цикл), и конкретные разделы — сложные вокальные монологи, сплетённые из разных стихов иранской поэзии. Поэтический текст — важнейшая основа музыкальной композиции. Музыкальная же основа аваза — большой комплекс мелодий (они называются гуше). Исполнителю для создания аваза необходимо обладать багажом из большого количества стихов и мелодий, но главное — владеть искусством их соединения.
Аваз — центральный жанр традиционной иранской музыкальной культуры.
Протяжённая композиция состоит из нескольких разделов. Чередование углублённых, погружающих в транс вокальных монологов и метризованных, динамичных песен (тасниф) создаёт особенную звуковую атмосферу. Цель этого мистического и захватывающего действа — сильнейшее духовное единение музыкантов и слушателей.
Концерт в одном отделении длился совсем недолго, как мне показалось, не более сорока пяти минут (на самом деле — полтора часа). На сцене, задрапированной коврами, среди подушек расположились семеро исполнителей. По-восточному скрестив ноги, они играли, казалось, не замечая ничего и никого вокруг.
Такого упоения и погружения в исполнительство мне встречать ещё не доводилось.
Высокое мастерство и вместе с тем свобода, предполагающая вариантность, сочеталось с необыкновенной сыгранностью музыкантов.
В ансамбль входит шесть инструментов. Два каманче — струнные смычковые инструменты, с полукруглым корпусом, располагающиеся вертикально. Сантур — род цимбал, деревянный ящик в форме трапеции с натянутыми металлическими струнами (любопытно, что играют на сантуре двумя молоточками). Тар — инструмент, напоминающий гитару. Уд — прадедущка европейской лютни. Томбак — иранский барабан (по форме он похож на кубок).
Выходя из прекрасной восточной сказки в сырую и холодную московскую ночь, я поняла, что прошедший вечер — не просто один из самых приятных за последнее время.
После таких концертов становишься богаче духовно, по-новому оцениваешь многое вокруг.
И тем радостней, что выступлением иранских музыкантов знакомство с культурой востока не ограничивается. 24—26 октября в Московской консерватории прошёл Международный круглый стол «Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности». Кроме того, почти до конца декабря будет длиться XIV Международный музыкальный фестиваль «Душа Японии». Но это уже совсем другая история…