«Фильм-Престиж» в очередной раз «выстрелил» внушительных размеров коллекцией — «Великие комедии», куда вошли классические фильмы разных стран и народов, созданные в 30 — 70-е годы. Разумеется, в них заняты звезды первой величины. Блистательный дуэт Барбара Стэнвик («Двойная страховка», 1944, «Извините, вы ошиблись номером», 1948) — Генри Фонда («Война и мир», 1956, «12 разгневанных мужчин», 1957) украсил картину режиссера и сценариста Престона Стерджеса «Леди Ева» («The Lady Eve», США, 1941). Фонда играет сына пивного короля Чарльза Пайка, который после года, проведенного на Амазонке, возвращается в США на корабле. Каждая девушка мечтает о знакомстве с ним, но Чарльз, знаток змей, этого не понимает. Профессиональной аферистке Джин (Стэнвик) удалось с маху преодолеть его рассеянность и застенчивость. Бедняга, как муха на мед, летит в объятия очаровательной искусительницы, не подозревая, что у Джин совсем не романтические планы.
В «Филадельфийской истории» («The Philadelphia Story», США, 1940. Режиссер Джордж Кьюкор), отмеченной «Оскарами» за сценарий и за мужскую роль второго плана (Джеймс Стюарт) и призом на МКФ в Берлине, Кэтрин Хепберн (она сама выкупила право на экранизацию одной из лучших пьес Филипа Барри, имевших огромный успех на Бродвее, и сама выбрала себе партнеров) играет молодую женщину Трэйси Лорд. Назло родственникам она решает выйти замуж за респектабельного, но скучного «нового американца» Джорджа (Джон Хауард). Накануне свадьбы в ее доме вдруг объявились ее бывший муж-миллионер Декстер (Кэри Грант), а также репортеры Коннор (Джеймс Стюарт) и Имбри (Рут Хасси): выдавая себя за писателей, они собирают материал для скандальной статьи в своем «желтом» журнальчике. Декстер, специально приехавший, чтобы расстроить свадьбу, обрел неожиданного союзника в лице Коннора, с первого взгляда влюбившегося в Трэйси...
Кэтрин Хепберн и Кэри Грант солируют и в легендарной эксцентрической комедиих Хауарда Хоукса «Воспитание Крошки» («Bringing Up Baby», США, 1938). Крошка — домашний леопард, постоянно путающийся под ногами персонажей картины. Главный герой — чудаковатый палеонтолог Дэвид Хаксли (Грант), по косточке воссоздающий скелет бронтозавра. За день до свадьбы злодейка-судьба сталкивает его со Сьюзан (Хепберн), которая, пытаясь заполучить его, причиняет ему бесконечные неприятности. В фильме того же Хоукса «Его девушка Пятница» («His Girl Friday», США, 1940) Грант играет главного редактора газеты Уолтера Бернса. Хильди Джонсон (Розалинд Рассел), его бывшая жена и лучший репортер, сообщает ему, что планирует вновь выйти замуж и покинуть газету. Он не хочет терять лучшего сотрудника и все еще любимую женщину и, чтобы выиграть время, дает Хильди задание — взять интервью у приговоренного к смерти Мерфи... А в классической комедии Фрэнка Капры «Мышьяк и старые кружева» («Arsenic and Old Lace», США, 1944) Кэри Грант выступил в роли театрального критика Мортимера Брюстера. Только-только женившийся, он во время свадебного путешествия решил навестить тетушек и... был сражен, случайно обнаружив в сундуке тело неизвестного мужчины.
В «Больших гонках» («The Great Race», США, 1965. Режиссер Блейк Эдвардс), удостоенных «Оскара» за звуковые эффекты, солируют Джек Леммон и Тони Кертис. Они играют двух друзей, которые, участвуя в 1901 году в авторалли Нью-Йорк — Париж, пытаются доказать друг другу превосходство и завоевать расположение журналистки в исполнении Натали Вуд. О гонках — но воздушных — идет речь и в фильме «Воздушные приключения» («Those Magnificent Men in Their Flying Machines, or How I Flew from London to Paris in 25 hours 11 minutes», Великобритания, 1965. Режиссер Кен Энникин), удостоенном номинации на «Оскара» за сценарий. А герои классической приключенческой комедии Майкла Андерсона «Вокруг света за 80 дней» («Around the World in Eighty Days», США, 1956), украшенной внушительнейших размеров звездным букетом и отмеченной «Оскарами» за лучшие фильм, сценарий, работы композитора, оператора и монтаж, а также «Золотыми глобусами» за фильм и лучшего актера, совершают путешествие на воздушном шаре.
В комедии по-итальянски «Казанова 70» («Casanova 70», Италия — Франция, 1965), созданной признанным мастером этого жанра Марио Моничелли, сделана ставка на неповторимое обаяние и харизму Марчелло Мастроянни. Он очень убедителен в роли майора Андре Росси — современного Казановы, который переживает не лучший период своей жизни. До недавнего времени любовные приключения составляли смысл его жизни, он с легкостью соблазнял неприступных красавиц, но вот однажды любовница публично обозвала его импотентом. На обаяние и харизму Марчелло Мастроянни сделал ставку и Элио Петри в черной комедии «Десятая жертва» («La Decima vittima», Италия — Франция, 1965) — экранизации одноименного фантастического рассказа Роберта Шекли. Его герой стал участником игры в убийства в надежде заполучить приз в миллион долларов и оказался в роли жертвы. А в шедевре Марко Феррери «Большая жратва» («La Grande bouffe», Франция — Италия, 1973) — сатирической притче о «каннибализме» цивилизации — Мастроянни вместе с Мишелем Пикколи, Филиппом Нуаре и Уго Тоньяцци играют приятелей, которые непрерывно едят с небольшими перерывами на сон и секс с приглашенными проститутками и местной учительницей, доводя себя до изнеможения.
Не могла, конечно, не войти в коллекцию «Великие комедии» и культовая трилогия Андре Юнебеля о Фантомасе: «Фантомас» («Fantomas», Франция — Италия, 1964), «Фантомас разбушевался» («Fantomas se dechaine», Франция — Италия, 1965), «Фантомас против Скотланд-Ярда» («Fantomas contre Scotland Yard», 1967) с Жаном Маре, Луи де Фюнесом и Милен Демонжо в главных ролях.
В линии «Другое кино» две новинки: очередной том коллекции Питера Гринуэя и коллекция Леонардо Ди Каприо, куда вошли четыре фильма, сыгравшие ключевую роль в карьере голливудской суперзвезды.
О великом экспериментаторе Питере Гринуэе, конечно же, слышали все и, вероятно, смотрели кое-какие его работы. Или пытались смотреть. Многое в его творчестве непонятно даже самым пылким поклонникам. Часть критиков безоговорочно восхищается им, но другая считает, что он чрезмерно эпатажен и рационалистичен, что его фантазии агрессивны и бессодержательны, а конструкции громоздки и надуманны. Многим больше нравится ранний Гринуэй. Он не столь «зашифрован» и несравненно более «прозрачен», он все-таки пытается — и не без успеха! — рассказать историю и, хотя нагромождает на нее множество всякой всячины, упаковывает ее в клубок всевозможных фантазий и ассоциаций, она тем не менее остается магистральной линией фильма.
Таков и «Зет и два нуля» («Z00», Великобритания, 1985). Картина начинается с автокатастрофы, в которую попали три женщины. Две из них погибли, а одна остается жива, но ей ампутируют ногу. Мужья погибших братья-близнецы Оливер и Освальд — зоологи по профессии, для которых происшедшее стало шоком, решают заснять на пленку процессы распада живой материи. Их цель — вслед за Дарвином попытаться дойти до первооснов человеческой эволюции. Начиная как сторонние наблюдатели, они постепенно превращаются в жертв собственного эксперимента...
Таков и «Отсчет утопленников» («Drowning by numbers», Великобритания — Нидерланды, 1988) — абсурдно-сюрреалистическая «черная» комедия. В ее прологе девочка прыгает через скакалку и словно начинает отсчет событий, в том числе и отсчет утопленников. Сначала Сисси-бабушка (Джоан Плоурайт) как бы между прочим притопила в корыте своего блудливого и непомерно толстого мужа и позвала на помощь Сисси-среднюю (Джульетт Стивенсон), свою дочь. Пример мамаши оказался заразителен, и вот дочурка «помогла» своему обжоре захлебнуться в реке прямо у берега. А затем Сисси-младшая (Джоэли Ричардсон), внучка, которой опостылели непомерные сексуальные потребности муженька, весьма решительно пресекла его эротическую игру в бассейне. Чуть позже пришла очередь судебного эксперта, пытавшегося покрыть преступления женщин...
«8 с половиной женщин» («8 1/2 Women», Великобритания, 1999) — образец «позднего» Гринуэя. Сюжетная конструкция построена на том, что богатый архитектор Филипп Эмменталь и его сын Стори оплакивают безвременную кончину жены и матери. Опираясь на образы знаменитой картины Феллини «8 1/2», они превращают свой женевский дом в цветник прекрасных женщин — подобный тому, что они видели на экране. Критики отмечали, что это одна из самых симпатичных картин, когда-либо снятых великим британским режиссером. Вызывает восторг причудливое сочетание узнаваемых образов (обнаженная женщина на лошади, бочка с боровом и т.д.) и кадров из феллиниевского шедевра; на наших глазах развертывается своеобразное состязание в мастерстве двух выдающихся режиссеров.
Коллекцию Леонардо Ди Каприо открывает его поразительный дебют в фильме Лассе Халлстрома «Что гложет Гилберта Грейпа?» («What’s Eating Gilbert Grape», США, 1993). 19-летний актер сыграл слабоумного Эрни, который шагу не может ступить без своего старшего брата Гилберта (Джонни Депп), с пугающей достоверностью, за что заслуженно был номинирован на «Оскара» как лучший актер второго плана. Гилберт тянет лямку в бакалейной лавке. Весь городок знает, что и кто его гложет: собственная семья, брат, мать, растолстевшая до таких размеров, что не выходит на улицу, постоянно закатывающая истерики младшая сестра, любовница. Но вот в городок приезжает красивая девушка (Джульетт Льюис) и открывает парню глаза на окружающий мир... «Роль давалась Леонардо очень легко, — отмечал режиссер. — У него было свое понимание того, что содержится в сознании четырехлетнего ребенка. Свою раскрепощенность он сумел очень хорошо использовать. Его способность выглядеть большим ребенком позволила ему убедительно создать коллективный портрет подрастающего поколения неприкаянных».
Спустя два года Ди Каприо еще раз громко заявил о себе как о талантливом актере, сыграв в культовом фильме Агнешки Холланд «Полное затмение» («Total Eclipse», США — Великобритания — Франция) пылкого юного гения Артюра Рембо. Не менее убедителен и интересен в роли французского поэта-символиста Поля Верлена Дэвид Тьюлис. Оба поэта — такие разные абсолютно во всем — любили друг друга, алкоголь и жизнь во всех ее проявлениях.
В лихой молодежной комедийной драме «Кафе «Донс Плам» («Don’s Plum», Дания — США, 1998. Режиссер Р.Д. Робб) Ди Каприо проявил свою способность цементировать актерский ансамбль. Картина представляет собой будто бы подсмотренную «скрытой камерой» вечеринку в кафе нескольких, мягко говоря, раскованных парней и девушек. Ночь напролет они говорят о геях, натуралах и бисексуалах, о хорошем сексе и плохом сексе, о трудных и легких временах, делятся убийственно сокровенными воспоминаниями, ругаются, дерутся... Ну а в не нуждающихся в представлении «Отступниках» («The Departed», США, 2006. Режиссер Мартин Скорсезе) — оскаровском триумфаторе — Ди Каприо проявил себя уже как зрелый мастер.
Геннадий Белостоцкий