Вкус детской скорби

«Норвежский лес» Чан Ань Хунга и Харуки Мураками

«Норвежский лес» Чан Ань Хунга и Харуки Мураками

В декабре в российский прокат выходит экранизация романа Харуки Мураками «Норвежский лес». Презентация этого фильма под названием «Синдром Мураками» состоялась даже в рамках «Non/fiction». Премьера же фильма бесславно прошла в сентябре на 67-м Венецианском кинофестивале, растворившись в череде иных, более заметных картин. Чан Ань Хунг учился, а теперь работает во Франции, будучи вьетнамцем, таким образом пополнив ряды чужой кинематографии, оставаясь в ней выразителем своей азиатской культуры. Два его ранних фильма снимались в Сайгоне: дебютный «Аромат зеленой папайи» получил «Золотую камеру» Канна, французского «Сезара», номинацию на «Оскара», а «Рикша» — «Золотого Льва» Венеции. Все это в начале 90-х. Многое воздав, с легкостью вскоре подзабыли. Картина двухлетней давности «Я прихожу с дождем» большим событием опять-таки не стала.

Роман «Норвежский лес» появился в 1987 году, имел гигантские тиражи и переводы почти на 40 языков. За право его экранизировать Чан Ань Хунг упорно сражался 4 года, согласовывая свои намерения с неуступчивым автором. Но тот не зря сопротивлялся: как передать всю скорбь, которой наполнен роман, похрустывание под ногами умерших поздним летом цикад? К тому же это не поверхностно-визуальная история, у Мураками присутствует что-то еще, некое неподдающееся объяснениям инферно. События разворачиваются в Токио конца 60-х, отличном от нынешнего мегаполиса. Студенты живут своей жизнью — скудной и насыщенной, у кого как получается, влюбляются и расстаются, теряют надежды и близких. 19-летний Ватанабэ лишается друга, который покинул этот мир сознательно, задушив себя выхлопными газами в автомобиле. И эта боль никогда не уйдет. Девушку друга Наоко Ватанабэ теперь не оставит никогда. И даже не понятно до конца, любит ли он ее или несет некий долг перед покойным.

Вся эта киноистория получилась тусклой и, кажется, намеренно именно так и снималась. В ней ощутима нехватка солнца. Прекрасные японские пейзажи и нескончаемые дожди навевают одну лишь тоску. Перед нами история скорби, которой переполнены герои, совсем еще дети. Наоко, страдающая душевной болезнью, тоже сотворит непоправимое среди безжизненных зеленых просторов. Япония и сегодня — лидер по числу «молодых» самоубийств. А другая возлюбленная Ватанабэ — странная девочка Мидори — так и не перестанет пугать туманностью намерений. Ее будущее не вселяет радужных мыслей. Саундтрек фильма, принадлежащий Джонну Гринвуду, невозможно представить без грустных хитов «Битлз», без их песни «Norwegian Wood», давшей название первоисточнику, доводящей детскую скорбь до ощущения безнадежности. «Весенний день, 17 лет, когда пришла смерть...»

Светлана Хохрякова

реклама