В 70-е, а отчасти и в 80-е годы Московская оперетта пользовалась большой популярностью, а имена ее звезд были у всех на слуху. На премьерах этого театра можно было постоянно встретить виднейших представителей художественной элиты.
Светлане Варгузовой посчастливилось слышать восторженные отзывы о себе и своем искусстве таких поистине легендарных личностей, как Иван Козловский или Борис Покровский и еще многих других, репетировать «Летучую мышь» с самим Мстиславом Ростроповичем, которому, в силу известных причин, так и не дали довести эту работу до премьеры, выступать с Евгением Светлановым (последнее, правда, уже вне стен родного театра, но в Большом зале консерватории: задумав концерт из произведений Кальмана, великий дирижер пригласил петь ее вместе с Юрием Веденеевым). С тех пор жизнь Московской оперетты перешла, увы, на совсем иные орбиты, где встретить художников такого масштаба в принципе невозможно.
Светлана Варгузова появилась в Московской оперетте во второй половине 60-х. Это было время особенно активного утверждения нового репертуара и новых подходов к жанру, связанных с именем тогдашнего художественного руководителя театра Георгия Ансимова. За молодой артисткой надолго закрепляется амплуа героини советских оперетт, между тем как в классике ей достаются все больше роли субреток. Впрочем, уже в «Фиалке Монмартра», заново поставленной Ансимовым, она исполняет Виолетту, долгое время, вопреки замыслу самого Кальмана, считавшуюся «второй героиней». В спектакле Ансимова она изначально задумывалась как первая, однако когда в роли Нинон выступала Татьяна Шмыга, акцент невольно смещался, поскольку быть «главнее» ее попросту невозможно. Варгузова — Виолетта была ей достойной соперницей, а в спектаклях с другими Нинон царила уже безраздельно.
Именно после этой премьеры все заговорили о том, что восходящая звезда оперетты, помимо актерского таланта, обладает настоящим голосом, чего недоставало столь многим исполнительницам классических героинь. Позднее Варгузова спела Сильву, Марицу, Теодору, Ганну, Анжель, Герцогиню Герольштейнскую, Галатею. Причем, как правило, в новых, на нее рассчитанных постановках. Может, и хорошо, что ее сразу не ввели в старые спектакли. Пройдя школу современной оперетты и настоящей режиссуры, талантливая артистка сумела по-новому подойти и к классическим героиням, которые у нее оказались весьма далеки от сложившихся штампов. А в 70-е Варгузовой довелось выступить еще в новой «Летучей мыши» Г.Ансимова, где она параллельно исполняла Адель и Розалинду. Кстати, как раз в этом спектакле, по существу, и сложился дуэт Светланы Варгузовой с Юрием Веденеевым, на долгие годы ставшим ее постоянным партнером.
Подобно тому как ее Виолетта в «Фиалке Монмартра» числилась «второй героиней», самой Варгузовой суждено было стать в театре второй примадонной. Второй, поскольку роль первой пожизненно закрепилась за Татьяной Шмыгой, но тем не менее примадонной. Именно так, кстати, назывался уже давний бенефисный спектакль Варгузовой, где она исполняла роль самой Гортензии Шнейдер — музы Жака Оффенбаха и несравненной звезды его театра «Буфф-паризьен». Две примадонны давно уже не пересекаются в одних и тех же ролях, у каждой — свой репертуар, как и своя неповторимая индивидуальность. Обе несут в себе память о золотом веке Московской оперетты, коего были не столько свидетельницами, сколько главными героинями.
Поздравляя Светлану Варгузову с юбилеем, хочется пожелать ей как можно дольше сохранять творческую молодость, чтобы встретить во всеоружии возрождение театра (должно же оно когда-нибудь начаться) и принять в нем самое активное участие.
Дмтирий Морозов