В Израиле наконец-то официально зарегистрировали общество любителей музыки Рихарда Вагнера. Поклонников композитора и раньше было немало, но любовь к операм немецкого гения израильским меломанам приходилось скрывать в силу традиции, которая восходит к 1933 году, то есть ко времени прихода Гитлера к власти. Именно в 1933 году, когда вернувшийся из Германии после «Хрустальной ночи» создатель Палестинского филармонического оркестра Бронислав Губерман заявил, что не будет играть Вагнера, ставшего к тому времени символом нацизма, начались неофициальные «гонения».
Любимый композитор нацистского лидера был подвергнут в Палестине бойкоту, который продолжался по сей день: музыку Вагнера нельзя было услышать ни в концертных залах, ни в театрах, ни, естественно, в общественных местах. Целое поколение людей выросло без Вагнера, причем сегодняшние молодые люди, интересующиеся музыкой, уже не в силах понять причин вагнерофобии у стариков.
Председателем общества любителей музыки Вагнера стал адвокат Йонатан Ливни, который среди задач зарегистрированной организации видит не только возвращение мощной фигуры Вагнера на достойное место среди почитаемых и исполняемых в Израиле композиторов, но он также хочет начать общественную дискуссию о личной причастности Вагнера и других музыкантов к антисемитской политике Третьего рейха. Ливни не отрицает, что Вагнер был не самым приятным человеком на свете и, как и многие другие из композиторского цеха, «жутким» антисемитом, но при этом он писал восхитительную музыку. Главным аргументом в вопросе о реабилитации Вагнера в Израиле Ливни называет несправедливость по отношению к одному человеку.
Известно, что антисемитские высказывания позволяли себе Прокофьев, Шопен, Лист, а Карл Орф, очень популярный в Израиле, и вовсе входил в нацистское правительство.
Но только Вагнера, умершего до прихода нацистов к власти, израильтяне бойкотируют, потому что его любил Гитлер. Но Гитлер любил и Бетховена, но его не «отменили».
Общественные дискуссии, которые скоро начнутся по инициативе Вагнеровского общества, призваны будут также разоблачать мифы, окружающие композитора. Одним из таких полумифов Ливни считает истории о том, что именно музыку Вагнера играли прибывающим в концлагеря евреям. Возражение адвоката сводится к двум аргументам: во-первых, невозможно, чтобы в каждом лагере был соответствующий оркестр (120 — 150 музыкантов), во-вторых, как могли несчастные плачущие люди разобрать, что лагеря смерти встречают их именно Вагнером.
Первым мероприятием, которое пройдет под патронатом Вагнеровского общества, будет концерт из произведений композитора, билеты на который будут распространяться, но не в рамках абонемента, как это принято. Он говорит, что «если людям придется покупать билеты, никто не сможет сказать, что его заставили слушать Вагнера, так как абонемент уже был оплачен». Попытки восстановить историческую несправедливость по отношению к музыке Вагнера имели место.
Первая попытка вернуть произведения немецкого композитора в репертуар израильских театров была предпринята в 1981 году, когда дирижер Зубин Мета объявил о своем желании исполнить Вагнера. Эта инициатива вызвала бурную дискуссию в израильском обществе, а намерение дирижера было воспринято как оскорбление памяти 6 миллионов евреев, погибших в годы Холокоста. В Высший суд справедливости тогда был подан иск с требованием запретить Вагнера.
Через 10 лет Даниэль Баренбойм повторил попытку. В 2001 году он исполнил фрагмент музыки Вагнера с Берлинским филармоническим оркестром на фестивале в Иерусалиме, и многие зрители покинули зал в знак протеста.
2011 год обещает начало оттепели. Израильский камерный оркестр примет участие в Байройтском фестивале, только пока непонятно, в какой форме пройдут выступления. Скорее всего энергичные и настроенные очень оптимистично по этому вопросу руководительницы феста сестры Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье придумают некую программу off или что-то альтернативное в этом роде. Сестры в любом случае всегда радеют не только о нетленных традициях прадеда, но их сердца настоящих революционерок требуют перемен. Последнее, что хочется отметить по поводу сотой, если не пятисотой, организации любителей музыки Вагнера, на сей раз в таком экзотическом месте как Израиль, — это то, что, выходит, немецкий гений, двухсотлетний юбилей которого отметят в 2013 году, остается самым почитаемым композитором в мире, обгоняющим по количеству и качеству внимания и интереса к его персоне и творчеству и солнечного мальчика Моцарта, и славянского Орфея Чайковского, и героического борца Бетховена. Все это неспроста.
Джон Росс