Ушел из жизни Святослав Бэлза, известный российский музыковед, публицист и литературный критик. Он был автором более трехсот научных публикаций, телеведущим, музыкальным обозревателем телеканала «Культура». Накануне, из-за плохого самочувствия, Бэлза не смог приехать в Смоленск, чтобы вести музыкальный фестиваль. Он скончался в клинике Мюнхена, ему было 72 года.
Прекрасный русский язык, мягкая улыбка, светские манеры, неизменный смокинг и галстук-бабочка. Святослав Бэлза был эталоном блестяще образованного и хорошо воспитанного человека. На телевидении Бэлза открывал для ценителей мир музыки. Особенно важно это было для зрителей из провинциальных городков, где ни театров, ни концертных залов. Рассказы о Шопене, Вагнере, об исполнителях романсов и о звездах русского балета. Бэлза был просветителем, хотя, как человек с хорошим вкусом, не употреблял это слово по отношению к себе.
Такой породы людей становится все меньше. Он родился в семье Игоря Бэлзы, польско-советского композитора и музыковеда, говорившего и читавшего лекции на всех европейских языках. Детство Святослава прошло в соответствии с традициями дореволюционной России — иностранные языки, каждодневные упражнения на фортепиано, огромная отцовская библиотека и разговоры за столом просвещенных взрослых. Фехтованием увлекся, прочитав Дюма, как и положено книжному юноше. В университете Святослав Бэлза выбрал славянскую литературу, филологию, писал предисловия к книгам Твена, Дэфо, Шекспира, затем был обозревателем в «Литературной газете». Один из его близких друзей — легендарный Юрий Сенкевич — позвал участвовать в своей передаче. Бэлза вначале рассматривал эту историю как просто забавную, но вышло так, что затем он сам стал вести авторские программы и отдал телевидению сорок лет жизни.
Он не уставал повторять, что сьемки отвлекают его от важного — от литературоведения, что отец завещал трудиться за письменным столом. В нем не было заносчивости, он был демократичен и считал, что с хорошим вкусом не рождаются, его можно приобрести, если читать правильные книги и слушать музыку. Самое сложное, по его мнению, было судить на детских музыкальных конкурсах. Ведь в ребенке нужно разглядеть талант. Он говорил на равных с людьми эпохи 20-х, 30-х, 40-х годов. И великие доверяли ему, даже такая известная молчальница, как Галина Уланова. Помимо этого были передачи с Ириной Архиповой, Изабеллой Юрьевой — всех не перечислишь. Сам Бэлза жалел, что многие записи не сохранились. И собирался, наконец, начать писать воспоминания.