Израильский филармонический оркестр

Israel Philharmonic Orchestra

Город
Тель-Авив
Год основания
1936
Тип

Израильский филармонический оркестр / Israel Philharmonic Orchestra

Иногда кажется, что мир состоит из одних симфонических оркестров. И это, в сущности, хорошо, ибо знаменует тягу людей повсюду к идеальному мирозвучанию и мирозвучию – к человеческому согласию в оркестре Бытия.

Хороших, достойных Искусства оркестров, тем не менее, наперечет. И оценочные умозаключения от восприятия их творческих усилий ох как разнятся – критерии сами собой сообразуются с масштабом личности «судии» и модой, властвующей в определенной художественной среде.

Израильский филармонический – один из тех, что достойны Искусства, один из светлого круга «наперечет».

Израильский филармонический (изначально «Палестинский оркестр»), основанный по внутренней глубокой идее выдающимся скрипачом из Польши Брониславом Губерманом и выступивший впервые – под управлением Артуро Тосканини – более 75 лет назад в декабре 1936 года, посещает ныне столицу России со своим многолетним и неизменным художественным руководителем Зубином Метой, думаю, совсем не для того, чтобы «удивить» гламурным блеском напудренной отточенности и «потрясти» исполнительской манерой, затмевающей самою Музыку. Уверен, не для того.

Но для того только (могу уверенно предположить, исходя из некоторого личного концентрированного опыта восприятия игры этого уникального коллектива музыкантов с признанными художниками-дирижерами и солистами), чтобы с высоты великих творений произнести свое, исполненное подлинности в переживании Действительности, рожденное из Духа музыки звучащее Слово, обращающее нас к Чувству истины в нас самих.

К Духу музыки Израильский филармонический определенно причастен. «Эгмонта» и Седьмую симфонию Бетховена, композиционно расступившихся на полотне концерта, чтобы подготовить пространство и погрузить в поток вечного движения Первый фортепианный концерт Чайковского, – все эти сочинения связует увиденная-услышанная Зубином Метой и его оркестром сверкающая многоцветная нить.

«Она крепка, тонка, прозрачна и проста». Это из стихотворения Зинаиды Гиппиус «Нить» (1901), в котором есть и такие знаменательно провидческие строки: «Одно неясное привыкли мы ценить. / В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной / Мы ищем тонкости, не веря, что возможно / Величье с простотой в душе соединить. / ...А тонкая душа – проста как эта нить».

Нам предстоит встретиться в этом московском концерте с тонкой душой Израильского филармонического оркестра, воспитанного Зубином Метой, общением с высокими мировыми мастерами и обретающего все новую энергию мастерства и чувства.

Мастерство здесь – инструмент художественного высказывания, устремленного к Духу музыки.

Здесь сознают, что (говоря неустаревающими словами Гоголя) «может существовать в искусстве его высшая ступень, свыше той, на которой оно стоит в нынешнем модном веке!»...

Не так легко обозначить «место приписки» Израильского филармонического: он, конечно, и собственно израильский, он и европейский, он и «русский» (немало артистов оркестра – выходцев из России). Русская исполнительская школа и культура оркестровой игры органично составили неповторимое художественное целое с европейской исполнительской традицией – и в характере оркестрового мышления, и во внутреннем самоощущении музыкантов.

Бронислав Губерман, задумывая коллектив как «оркестр солистов» собирал вокруг себя высокоталантливых музыкантов, что вынуждены были эмигрировать из Европы, спасаясь от фашизма.

Минувшие семь с половиной десятилетий укрепили доброе имя оркестра, привнесли новые качества в его искусство.

С нынешним Израильским филармоническим охотно и с успехом выступали и выступают выдающиеся дирижеры (среди них Леонард Бернстайн, Даниэль Баренбойм, Лорин Маазель, Валерий Гергиев...).

Без малого 45 лет творчески связан с Израильским филармоническим уроженец Бомбея, выдающийся дирижер Зубин Мета: с 1969-го он музыкальный консультант оркестра, с 1977-го – художественный руководитель, в 1981-м это звание присвоено ему пожизненно. В этом отношении Мета дает знак еще и еще раз вспомнить уникальный опыт великого русского дирижера Евгения Мравинского, который более полувека возглавлял всемирно прославленный оркестр Ленинградской филармонии.

И в чисто творческом отношении Зубин Мета, который глубоко чтит Мравинского, правомерно ассоциируется в моем сознании с дирижерским складом Мравинского – духовного мыслителя и страстного художника перед Ликом музыки, внушающего ее оркестру без «управляющего» насилия, но силой любви.

Я впервые увидел-услышал Зубина Мету, еще совсем молодого, на знаменитом музыкальном фестивале «Пражская весна» в самом начале 60-х годов. С тех пор слушал его многократно.

Мета не интерпретирует самого себя, но произведение. Его дар объективного «восчувствования» сочинения приближает нас к Духу музыки и позволяет вспомнить слова Э. Т. А. Гофмана из его рецензии на исполнение Четвертой симфонии Бетховена: «Настоящий музыкант весь живет творением, которое он воспринял в духе мастера, и в том же духе исполняет, пренебрегая желанием так или иначе выставить свою личность».

Личность при всем том открывается нам с лучшей стороны. Личность Зубина Меты – искреннего художника, поэта тона в произнесении музыкальной мысли, мудрого дирижера, преданного своим оркестрантам – неизменно обаятельна и необычна. Он внушает доверие...

Расположение московской публики к оркестру и дирижеру будет сегодня реять в воздухе Концертного зала имени П.И. Чайковского.

Андрей Золотов,
профессор, заслуженный деятель искусств РФ
(текст предоставлен Посольством Государства Израиль в Российской Федерации)

По материалам официального буклета юбилейных гастролей в Москве

реклама

Публикации

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама