Молодёжный фильм «Друг мой, Колька!» (1961) был очень популярен в начале 1960-х, так как его главный герой казался…реальным парнем из «нашего двора». То, что в Голливуде называют boy next door. Типичный, свой.
Моя мама 1945 года рождения говорила: «Да, наш мальчик». Со всеми его плюсами и минусами. В самом названии заключен особый смысл. Чей Колька друг? От чьего лица ведётся рассказ? От лица каждого героя киноленты и — каждого советского подростка и юноши.
Оттепель — время, когда стали показывать неидеальных людей и в столь же неидеальных обстоятельствах. Больше того — стали открыто писать, что эталоны существуют лишь на плакатах, а хомо-сапиенс, он склонен ошибаться, драться и — дерзить. А не только дерзать.
Колька Снегирёв плохо учится, не любит всякие сборы и поручения, водит компанию с местной шпаной, околачивающейся по дворам с бразильской песенкой ‘Mamãe eu quero’ (Савелий Крамаров эффектно поёт это: «Ма—ма ё керо!»).
А ещё Колька со своими школьными товарищами (не гопотой, отнюдь) создаёт «Тайное общество троечников», хотя, девочка Маша Канарейкина, явно влюблённая в Кольку, по сюжету отличница. Чего хотят вольные троечники?
«Помогать обиженным и слабым, мстить зубрилам и выскочкам» — говорится в их программном документе. (В 1950–1960-х было несколько…уголовных дел, где разбирался вопрос тайных подростковых обществ).
Антиподом Снегирёва, да и остальных ребят выступает гладкий и правильный Валера Новиков, мамин сынок, стукач и подлиза. Тот самый лозунгово-правофланговый пионер-всем-пример. А по правде — вообще не пример.
Главный конфликт здесь — между Колькой и Валерой, между живым, хотя и не всегда правильным становлением и — унылым следованием «правилу», часто сопряжённому со стукачеством.
Интересны и конфликты взрослых. Противопоставление отрядного вожатого Сергея Руденко (Анатолий Кузнецов) и тоскующей старой девы Лидии Михайловны (Антонина Дмитриева).
Когда впервые смотрела фильм, я подумала, что Лидия — завуч, хотя, она…старшая пионервожатая. Она не любит свою работу и явно это транслирует. Неловко флиртует с Руденко — замуж-то хочется. А кому она нужна, хотя, внешне — почти красавица? Исключительно отталкивающий тип.
Также примечательна мадам Новикова — мать Валеры. Её сыграла дивная актриса с отрицательной харизмой — Людмила Чернышёва. Ей изумительно точно удавались роли «змеюк-мамочек» и «злобных тётушек». Эти женщины, даже, если делают добро, оно выглядит, как оскорбление.
Показателен пример с ботинками «от родительского комитета» для Снегирёва. Обычно всё это вручалось не детям на глазах всего коллектива, но родителям — с глазу на глаз, чтобы не травмировать ребёнка осознанием его бедности.
Да, в СССР были бедные и богатые. Многодетные семьи, как у Снегирёва, жили скромнее, чем, например, наша, где росла только моя мама с обеспеченном одиночестве. Правда, дети общались во дворах, невзирая на материальный достаток (или недостаток), а заносчивых — били, игнорировали, не брали в поход.
Самый страшный момент фильма — это когда ребята из совета дружины, повинуясь «коллективному бессознательному» голосуют за исключение Кольки из пионеров, а для таких мальчиков это не просто галстук. Всё заканчивается хорошо, так как у подобных историй не может быть плохого финала.
Этот фильм гораздо глубже, чем обычная история о ребятах и девчатах, живущих в некоем городе N. Это — пособие для педагогов и правоохранителей. Как не допустить соскальзывания трудных детей в криминал, и чем их можно увлечь, помимо голубятни.
К слову, в те годы вожатые-производственники были know-how в системе образования. В мамином классе работал (на общественных началах) парнишка с радиозавода, и дети собирали приёмники, учились радиоделу. Задачей являлось, в том числе, пестовать Колек Снегирёвых, ибо Колька — наш общий друг.
Но и это не главное! Такие Кольки способны на реальные подвиги, а вот Валерики в годы войны, которая в 1961 году была недавним воспоминанием, часто превращались в коллаборационистов, так как привыкали служить любому «порядку», от кого бы он не исходил.
Это — типаж патриота и — типаж лоялиста (последних часто и бездумно путают с патриотами). Потом — уже в 1980-х годах — такие Валерики уничтожат советский мир в ходе Перестройки. Это — знание постфактум, но оно весьма ценно.
Валерики быстро и ловко соображали — где и что урвать. Сначала они втирались в доверие, заводили знакомства и становились функционерами, чтобы…превращать Советскую Идею в набор линялых слоганов. Сами же с придыханием относились к западным ценностям.
Потом они затеяли Ускорение с Гласностью, под шумок выруливая в капитализм и торгуя всем и вся. Тот же Миша Ходорковский* — из «комсомольских» Валериков. Но, увы, у наших Колек завсегда слишком прямой путь во всём — а честные дороги, они, трудны. Валерики обскачут на кривой козе по закоулочкам.
*лицо, признанное иностранным агентом
Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»