17 октября 2014 года, в 19.00, Патриарший дворец Кремля
Непременно посетите этот концерт. Насладившись атмосферой Успенского собора и программой второго концерта фестиваля, стоит познакомиться с эстетикой английского светского музицирования, которая будет представлена российскими музыкантами, каждый из которых, — известный солист, виртуозно владеющий своим инструментом.
Специально для проекта «Посольские дары» Рустам Яваев (контратенор), Мария Алиханова (флейта), Сергей Полтавский (виоль д'амур), Евгений Румянцев (виолончель) и Федор Строганов (клавесин) объединились в ансамбль, воспроизводя историческую английскую традицию консортного исполнительства. Утонченные сочинения английских композиторов эпохи Возрождения и барокко в исполнении великолепных музыкантов не оставят вас равнодушными и, наряду с программой второго концерта фестиваля, позволят получить полное представление о профессиональных музыкальных культурах двух стран.
Напомним некоторые интересные факты исторического развития музыки России и Англии, начиная с середины XVI века. На Руси профессиональная ветвь искусства развивалась исключительно в лоне православной церкви, бережно сохраняя традиции византийского пения, то есть одноголосного монодийного исполнения. Несмотря на известные уже к 30-м годам XVI века примеры двухголосного пения в Новгородском Софийском соборе, официальный статус, разрешающий использовать этот вид полифонии во время богослужения, двухголосие получило только в 1551 году, когда на созванном в Москве соборе Иван Грозный повелел петь «с верхом» по новгородскому примеру «на Москве и во всех московских пределах». Многие творцы того времени оставались анонимными и только к концу XVII века с приходом в Россию западных веяний и партесного пения широкую известность получили произведения Василия Титова, Николая Дилецкого, ныне часто исполняемых в концертных программах.
Расцвет английской музыкальной культуры, как и других видов искусства, пришелся на сорокапятилетнее правление Елизаветы I (1558-1603) – «золотой век» Англии. Интересно, что английская королева была единственной женщиной, состоявшей в переписке с Иваном Грозным и, как известно, русский царь предлагал Елизавете вступить в брак, но получил отказ. Дипломатические отношения двух стран установились к 1553 году, торговые – к 1554 году, что было крайне выгодно для обеих стран.
В английской музыкальной среде «золотого века» процветало инструментальное светское и даже домашнее музицирование. Хорошим тоном для среднего и высшего сословия считалось умение играть на музыкальном инструменте. Сама королева Елизавета прекрасно играла на вёрджинеле, а среди прославленных композиторов, писавших пьесы для этого клавишного инструмента, такие имена, как Уильям Бёрд, Томас Морли, Джон Доуленд и Орландо Гиббонс.
Несмотря на полярность исторически сложившихся музыкальных традиций России и Англии, мы предлагаем нашим слушателям с помощью яркой палитры голоса Рустама Яваева, принимающего участие в двух концертах, окунуться в красочность русских и английских музыкальных интонаций.
Программа концерта:
Г. Пёрселл (1659–1695). Трио-соната для флейты, виоль д'амур и бассо континуо соль-минор
Дж. Доуленд (1563–1626). Песня «Can She excuse my wrongs»
Дж. Доуленд. Песня «Now, o now»
Дж. Доуленд. Песня «Burst forth my tears»
Б. Бриттен (1913–1976). «Lachrymae» (отражение темы Дж. Доуленда) для альта и фортепиано
Г. Пёрселл. Ария «Turn When Thin Eyes» из оперы «Королева фей»
Г. Пёрселл. Гимн «We sing to him» из сборника «Three Devine Hymns»
В. Бёрд (1543–1623). «Королевская охота» для клавесина соло
Г. Пёрселл. Ария «Hark how all things» из оперы «Королева фей»
Г.Ф. Гендель (1685–1759). Соната для флейты и бассо континуо
Дж. Плэйфорд (1623-1686). «Duke Norfolk orPaul’sSteeple» для виоль д'амур и бассо континуо
Г.Ф. Гендель. Ария «O Thou That Tellest Good Tidings to Zion» из оратории «Мессия»
Проход на концерт осуществляется через Троицкие ворота (Кутафью башню) c 18.00.