«Закон жизни» — фильм, запрещённый лично Сталиным

Драма «Закон жизни» (1940) была в прокате всего несколько дней, имея зрительский успех и тут — анонимная рецензия в «Правде»… Сейчас ругательная пресса и шквал ненависти — дополнительный пиар, а в СССР, особенно в 1930–1950-х годах это означало…в лучшем случае запрет и безвестность, в худшем — репрессии по отношению к создателям киноленты, но это случалось крайне редко. В данном случае ограничились лёгкой опалой.

Режиссёр Александр Столпер потом ещё снимет «Повесть о настоящем человеке» (1948), а его соавтор Борис Иванов создаст шедевры «Парень из нашего города» (1942) и «Жди меня» (1943). Сценариста — Александра Авдеенко, правда, исключили из партии и Союза Писателей, а потом — выкинули из ведомственной «писательской» квартиры. Но не посадили. Так что не верьте либералам — не всем неугодным готовили нары и кайло в руки.

Есть две версии относительно авторства рецензии. По одной её написал специалист в области русской общественной мысли, философ Владимир Кружков, а «сверху» редактировал партийный босс Андрей Жданов. По другой — к ней приложил руку сам Иосиф Сталин, который до этого прямо высказался о киноработе, предложив запретить прокат. При любом из раскладов судьба фильма была решена. Почему же он вызвал столь негативную реакцию?

Рассмотрим сюжет. В одном из медицинских вузов устраивается вечеринка, на которую приходит местный комсомольский начальник Огнерубов (тут какая-то жёсткая насмешка над псевдонимами парт-деятелей — тогда многие становились Огневыми и Комиссаровыми заместо Петровых да Тяпкиных). А тут — «огонь» и «рубить» в одном флаконе.

Этот самый Огнерубов начинает проповедовать… чистейший гедонизм и развратное поведение, как норму бытия при социализме. Мы — хозяева жизни, победители, так чего изображать аскезу? Вечеринка будущих медиков превращается в оргию (нет, без особых пикантных подробностей, но пьяных было много). Огнерубову противостоит Серёжа Паромов — честный комсомолец, и ему всё это противно.

Плюс ко всему Серёжа и Огнерубов влюблены в одну и ту же девушку — Наташу, которая сначала искренне любит Сергея, но затем увлекается Огнерубовым. Ибо тот — яркая личность, задорный, обеспеченный, перспективный. Всё заканчивается полным развенчанием пошляка Огнерубова и торжеством его соперника — беспорочный Паромов занимает его кресло. Да, старшая сестра Наташи, как выясняется, когда-то была любовницей Огнерубова и воспитывает ребёнка от него…

Это — вкратце. Фабула — насыщенная, динамичная и отлично смотрится даже теперь, в отличие от большинства кинокартин 1930–1940-х годов — как наших, так и голливудских. Так вот! Рецензентов буквально взбесило то, что гад и похититель девичьих сердец Огнерубов оказался действительно ярок и привлекателен, в отличие от «хороших» персонажей.

Этакий живчик. Симпатичный, невысокий, но отлично сложенный, с шиком одетый в очень дорогой — даже с виду — костюм, на автомобиле, со свитой прихлебателей. Умеет по-барски ухаживать. Присылает букеты. Говорит красиво. Этакий Паратов на новый манер. А Серёжа тут выглядит, как… Карандышев — ревнует, кидает обвинения в разгульном поведении, читает мораль Наташе и всем окружающим.

Это заметили и в руководстве Партии. Плюс ко всему обескуражила сцена пьянки — тогда к врачам относились, как к небожителям, а тут они…орущие, падающие, помятые. Фу! Потому и решили, что сценарист Авдеенко не любит советскую власть. Фильм сняли с «полки» через 60 лет, мелькнул по ТВ на канале «Культура», но стал известен только в эру ЮТуба, когда возник интерес к забытому советскому кино.

Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»

реклама