Victor Eresko
Богатые традиции интерпретации рахманиновской музыки накоплены советской пианистической школой. В 60-х годах к виднейшим мастерам в этой сфере присоединился студент Московской консерватории Виктор Ересько. Уже тогда музыка Рахманинова привлекала его особое внимание, что было отмечено как критиками, так и членами жюри Международного конкурса имени М. Лонг - Ж. Тибо, присудившими в 1963 году московскому пианисту первую премию. Характерно, что и на Конкурсе имени Чайковскогого (1966), где Ересько был третьим, чрезвычайно высокую оценку получила его трактовка рахманиновских Вариаций на тему Корелли.
Естественно, к этому времени репертуар артиста включал и многие другие произведения, в том числе сонаты Бетховена, виртуозные и лирические пьесы Шуберта, Листа, Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля, образцы русской классической музыки. Немало монографических программ посвятил он творчеству Шопена. Высокую оценку заслужили его трактовки Первого и Второго концертов Чайковского, "Картинок с выставки" Мусоргского. Ересько зарекомендовал себя вдумчивым исполнителем и советской музыки; здесь первенство принадлежит С. Прокофьеву, а с ним соседствуют Д. Шостакович, Д. Кабалевский, Г. Свиридов, Р. Щедрин, А. Бабаджанян. Как подчеркивал в "Музыкальной жизни" В. Дельсон, "у пианиста превосходный технический аппарат, фиксированная, точная игра, определенность приемов звукоизвлечения. Самое же характерное и привлекательное в его искусстве - глубокая сосредоточенность, внимание к выразительному значению каждого звука". Все эти качества развились на основе отличной школы, пройденной им в стенах Московской консерватории. Здесь он сперва занимался у Я. В. Флиера и Л. Н. Власенко, а окончил консерваторию в 1965 году по классу Л. Н. Наумова, у которого совершенствовался и в аспирантуре (1965 - 1967).
Важной вехой в биографии пианиста стал 1973 год - год 100-летия со дня рождения Рахманинова. В это время Ересько выступает с огромным циклом, включающим все фортепианное наследие замечательного русского композитора. Обозревая рахманиновские программы советских пианистов в юбилейном сезоне, Д. Благой, с требовательных позиций упрекнув исполнителя за некоторую недостаточность эмоциональной наполненности в отдельных произведениях, выделяет в то же время несомненные достоинства игры Ересько: безупречность ритма, пластичность, декламационную живость фразировки, филигранную завершенность, точную "взвешенность" каждой детали, четкое ощущение звуковой перспективы. Упомянутыми качествами отличаются лучшие свершения артиста и тогда, когда он обращается к творчеству других композиторов прошлого и современности.
Так, яркие его достижения связаны с бетховенской музыкой, которой пианист посвящает и монографические программы. Причем, даже играя самые популярные образцы, Ересько обнаруживает свежесть взгляда, оригинальные решения, обходит исполнительские штампы. Он, как говорится в одной из рецензий на его сольный концерт из произведений Бетховена, "стремится отойти от проторенных путей, ищет в хорошо известной музыке новые оттенки, внимательно вчитываясь в бетховенский подтекст. Порой, без всякой нарочитости, он замедляет развертывание музыкальной ткани, как бы взывая к сосредоточенному слушательскому вниманию, порой... находит неожиданно лирические краски, что придает общему звуковому потоку особую взволнованность".
Говоря об игре В. Ересько, критики ставят его исполнение в ряд таких имён как Горовиц и Рихтер (Diapason, Repertoire ). Они видят в нём «одного из лучших современных пианистов мира» (Le Quotidien de Paris, Le Monde de la Musique ), подчёркивая «особый тон его искусства артистической интерпретации» (Le Point). «Это музыкант, которого хотелось бы слушать более часто» (Le Monde de la Musique).
К сожалению, Виктор Ересько — нечастый гость на русских концертных площадках. Последнее его выступление в Москве состоялось 20 лет назад в Колонном зале Дома Союзов. Однако в эти годы музыкант вёл активную концертную деятельность за рубежом, играя в лучших залах мира (например, в Концертгебау-Амстердам, Линкольн-центре в Нью-Йорке, Театре Елисейских полей, Театре Шатле, Зале Плейель в Париже)… Он играл с самыми выдающимися оркестрами под управлением Кирилла Кондрашина, Евгения Светланова, Юрия Симонова, Валерия Гергиева, Пааво Берглунда, Геннадия Рождественского, Курта Мазура, Владимира Федосеева и других.
В 1993 году Виктор Ересько был удостоен звания Кавалера Ордена Искусств и Литературы Франции. Эта награда была ему вручена в Париже Марселем Ландовским, пожизненным секретарём Академии Изящных Искусств Франции. Как писала пресса, «Виктор Ересько стал третьим русским пианистом, вслед за Ашкенази и Рихтером, получившим эту награду» (Le Figaro 1993).
Григорьев Л., Платек Я.