Римму Маркову поселили в доме престарелых

«Вероника не придёт» Элины Суни

День российского, а некогда советского кино, прежде праздновали 27 августа широко и громко. Но несколько лет назад решили подвергнуть сомнению правомерность именно этой даты, о чем «Культура» писала подробно. Отыскали иные дни, более подходящие для празднований. А в итоге и нового дня не обрели, и старый утратили. Но тем не менее праздник этот отметили, кто как мог. ГУП «Московское кино» в кинотеатре «Художественный» устроило праздничный киновечер с участием актеров во главе с Риммой Марковой, организовало премьеру фильма «Вероника не придет», где она сыграла главную роль.

Представляя фильм, Маркова говорила, что это кино о людях, потому она сразу же откликнулась на предложение поучаствовать в нем. Картину сняла молодой кинорежиссер Элина Суни, дебютировавшая в большом кино в 2005 году фильмом «Человек в футляре, Человек в пальто и Человек во фраке». На кинофестивале Аллы Сурковой «Улыбнись, Россия!» картина была отмечена призом критиков. Главный герой фильма с чеховской фамилией Беликов в исполнении Александра Семчева жил в странном провинциальном городке и учил детей пению. Притом что происходившие в картине события были на первый взгляд абсолютно ирреальны, тем не менее это не что иное, как самая настоящая захолустная жизнь. Запомнились хорошие актерские работы, в том числе и провинциальных актрис, которые широкой публике не известны, но часто куда более талантливы многочисленных медийных лиц с минимальным актерским потенциалом.

Свой новый фильм Элина Суни сняла совсем иначе. Можно даже сказать, что получилось у нее образцово-показательное советское кино. За что, кстати, она и поплатилась тем, что некоторые фестивали, пришедшиеся на лето, не включили картину в свои конкурсные программы, сославшись на отсутствие нового киноязыка и эксперимента.

Произошла случайная встреча Элины с Риммой Марковой, после чего и было решено на такую «глыбу актерскую» писать сценарий. Кроме того, Элина пыталась устроится на работу в один из домов престарелых, чтобы доподлинно знать, как живется-можется старикам. Оказалось, что это непросто. Желающих там трудиться, особенно поблизости от Москвы, много. Но Элине повезло. Освободилось место на небольшой срок, и она устроилась нянечкой. Согласитесь, это уникальный в наше время случай.

Героиня Марковой и дебютантки в кино Марии Скосыревой (они играют два возраста Вероники Павловны Сорокиной) — поначалу преуспевающая журналистка, главный редактор одной из московских газет. На дворе — конец 60-х, застой в разгаре. Вероника — конечно, личность сильная и независимая, но женщина пьющая и неуравновешенная. Способна на любой самый неожиданный поступок. Не знаю, был ли какой-то прототип у Вероники Павловны, но многое выглядит слегка натужным в поведении героини. Да и редакционная жизнь все же несколько иная. На наших глазах происходит печальная метаморфоза: из красавицы героиня превращается в никому не нужную, одинокую да еще и хромую старуху. Сама история, которая произошла, выглядит несколько сериально, и в этом слабость фильма. Но зритель наш настолько привык к сериальным перипетиям и поворотам судьбы, что воспринимает все лояльно.

Сын, о судьбе которого так печется Вероника Павловна, покидает ее, а потом и вовсе выставляет за порог, отправляет в дом престарелых, и при этом он представлен как жертва. Эдакий взрослый дядька, страдающий от юношеских обид. Любимый мужчина, если его вообще можно считать таковым, оказывается в сумасшедшем доме, где строчит какие-то записки. Сама Вероника теряет ногу, которую ампутируют после несчастного случая. Она заденет за какой-то горящий предмет, нога вспыхнет, а молодая жена любимого мужчины (он тоже моложе Вероники) выпрыгнет в то же самое время в окно. Но этого мало. Вырастет дочь этой разрушенной семьи, одержимая местью. Но платить по счетам она все же не заставит Веронику Павловну, напротив, снизойдет до нее. Счастье ждет постаревшую героиню только в доме престарелых, где идет по-своему яркая жизнь. Пожилые люди влюбляются и даже женятся. И, в общем, не унывают. Во всяком случае, никакой морок над ними не висит, никакой пакости большой жизни нет в этих стенах.

Римма Маркова играет эдакую бой-бабу, грубую, беспардонную. И в дом престарелых является с фразой: «Ну, гномы! Хлопнем за встречу?!» Пожалуй, актриса чрезмерна в некоторых своих проявлениях, иногда существует очень театрально в кадре. И если в первом фильме Элины Суни все утрированное было оправдано, потому как стилистика фильма в целом позволяла немалую степень условности и гротеска, то в данном случае фильм живет по совершенно иным законам. Это абсолютно реалистическое кино. Трагической старухи в результате не получилось, а все было так возможно. Но Маркова — мощная актриса, способная дойти до высот подлинного драматизма.

В лице Виталия Емашова, исполнившего роль журналиста и поэта, а по совместительству и вышеназванного возлюбленного Вероники, Элина Суни нашла практически идеального воплотителя собственных замыслов. К тому же у этого актера хорошая фотогения при наличии, может быть, не самой яркой внешности. Талисманом же Элины Суни, похоже, становится Алиса Гребенщикова, которая сыграла роль мнимо беременной школьницы в первой картине «Человек в футляре», а теперь — сотрудницу дома престарелых, ту самую жертву Вероники Павловны, фактически лишенную родителей и счастливого детства. Ее героиня тоже вся в комплексах былого, как и взрослый сын Вероники Павловны в исполнении Сергея Варчука.

Картину снимали в Москве и Туле. К работе был привлечен кинооператор из Германии Петер Доерфлер. Но особенно удалась музыкальная партитура фильма. Здесь столько необходимых картине оттенков и звуков, музыкальных цитат, фрагментов песен советской поры, и все это найдено и применено очень точно и тонко.

Ясно одно, что Элина Суни идет своим нестандартным путем, но пока определить суть ее творческого поиска трудно, слишком разными получились ее первые картины.

Светлана Хохрякова

реклама

вам может быть интересно

Вечный гений Классическая музыка