«Вероника не придёт» Элины Суни
День российского, а некогда советского кино, прежде праздновали 27 августа широко и громко. Но несколько лет назад решили подвергнуть сомнению правомерность именно этой даты, о чем «Культура» писала подробно. Отыскали иные дни, более подходящие для празднований. А в итоге и нового дня не обрели, и старый утратили. Но тем не менее праздник этот отметили, кто как мог. ГУП «Московское кино» в кинотеатре «Художественный» устроило праздничный киновечер с участием актеров во главе с Риммой Марковой, организовало премьеру фильма «Вероника не придет», где она сыграла главную роль.
Представляя фильм, Маркова говорила, что это кино о людях, потому она сразу же откликнулась на предложение поучаствовать в нем. Картину сняла молодой кинорежиссер Элина Суни, дебютировавшая в большом кино в 2005 году фильмом «Человек в футляре, Человек в пальто и Человек во фраке». На кинофестивале Аллы Сурковой «Улыбнись, Россия!» картина была отмечена призом критиков. Главный герой фильма с чеховской фамилией Беликов в исполнении Александра Семчева жил в странном провинциальном городке и учил детей пению. Притом что происходившие в картине события были на первый взгляд абсолютно ирреальны, тем не менее это не что иное, как самая настоящая захолустная жизнь. Запомнились хорошие актерские работы, в том числе и провинциальных актрис, которые широкой публике не известны, но часто куда более талантливы многочисленных медийных лиц с минимальным актерским потенциалом.
Свой новый фильм Элина Суни сняла совсем иначе. Можно даже сказать, что получилось у нее образцово-показательное советское кино. За что, кстати, она и поплатилась тем, что некоторые фестивали, пришедшиеся на лето, не включили картину в свои конкурсные программы, сославшись на отсутствие нового киноязыка и эксперимента.
Произошла случайная встреча Элины с Риммой Марковой, после чего и было решено на такую «глыбу актерскую» писать сценарий. Кроме того, Элина пыталась устроится на работу в один из домов престарелых, чтобы доподлинно знать, как живется-можется старикам. Оказалось, что это непросто. Желающих там трудиться, особенно поблизости от Москвы, много. Но Элине повезло. Освободилось место на небольшой срок, и она устроилась нянечкой. Согласитесь, это уникальный в наше время случай.
Героиня Марковой и дебютантки в кино Марии Скосыревой (они играют два возраста Вероники Павловны Сорокиной) — поначалу преуспевающая журналистка, главный редактор одной из московских газет. На дворе — конец 60-х, застой в разгаре. Вероника — конечно, личность сильная и независимая, но женщина пьющая и неуравновешенная. Способна на любой самый неожиданный поступок. Не знаю, был ли какой-то прототип у Вероники Павловны, но многое выглядит слегка натужным в поведении героини. Да и редакционная жизнь все же несколько иная. На наших глазах происходит печальная метаморфоза: из красавицы героиня превращается в никому не нужную, одинокую да еще и хромую старуху. Сама история, которая произошла, выглядит несколько сериально, и в этом слабость фильма. Но зритель наш настолько привык к сериальным перипетиям и поворотам судьбы, что воспринимает все лояльно.
Сын, о судьбе которого так печется Вероника Павловна, покидает ее, а потом и вовсе выставляет за порог, отправляет в дом престарелых, и при этом он представлен как жертва. Эдакий взрослый дядька, страдающий от юношеских обид. Любимый мужчина, если его вообще можно считать таковым, оказывается в сумасшедшем доме, где строчит какие-то записки. Сама Вероника теряет ногу, которую ампутируют после несчастного случая. Она заденет за какой-то горящий предмет, нога вспыхнет, а молодая жена любимого мужчины (он тоже моложе Вероники) выпрыгнет в то же самое время в окно. Но этого мало. Вырастет дочь этой разрушенной семьи, одержимая местью. Но платить по счетам она все же не заставит Веронику Павловну, напротив, снизойдет до нее. Счастье ждет постаревшую героиню только в доме престарелых, где идет по-своему яркая жизнь. Пожилые люди влюбляются и даже женятся. И, в общем, не унывают. Во всяком случае, никакой морок над ними не висит, никакой пакости большой жизни нет в этих стенах.
Римма Маркова играет эдакую бой-бабу, грубую, беспардонную. И в дом престарелых является с фразой: «Ну, гномы! Хлопнем за встречу?!» Пожалуй, актриса чрезмерна в некоторых своих проявлениях, иногда существует очень театрально в кадре. И если в первом фильме Элины Суни все утрированное было оправдано, потому как стилистика фильма в целом позволяла немалую степень условности и гротеска, то в данном случае фильм живет по совершенно иным законам. Это абсолютно реалистическое кино. Трагической старухи в результате не получилось, а все было так возможно. Но Маркова — мощная актриса, способная дойти до высот подлинного драматизма.
В лице Виталия Емашова, исполнившего роль журналиста и поэта, а по совместительству и вышеназванного возлюбленного Вероники, Элина Суни нашла практически идеального воплотителя собственных замыслов. К тому же у этого актера хорошая фотогения при наличии, может быть, не самой яркой внешности. Талисманом же Элины Суни, похоже, становится Алиса Гребенщикова, которая сыграла роль мнимо беременной школьницы в первой картине «Человек в футляре», а теперь — сотрудницу дома престарелых, ту самую жертву Вероники Павловны, фактически лишенную родителей и счастливого детства. Ее героиня тоже вся в комплексах былого, как и взрослый сын Вероники Павловны в исполнении Сергея Варчука.
Картину снимали в Москве и Туле. К работе был привлечен кинооператор из Германии Петер Доерфлер. Но особенно удалась музыкальная партитура фильма. Здесь столько необходимых картине оттенков и звуков, музыкальных цитат, фрагментов песен советской поры, и все это найдено и применено очень точно и тонко.
Ясно одно, что Элина Суни идет своим нестандартным путем, но пока определить суть ее творческого поиска трудно, слишком разными получились ее первые картины.
Светлана Хохрякова