Даже если не знать, что она родилась в аристократической семье, это сразу приходит в голову, когда видишь на экране сыгранных ею светских красавиц. Так держать спину не научишься, это — врожденное. И совершенно непонятно, как женщина с такой внешностью могла стать звездой социалистического кинематографа. Польские власти тут явно не доглядели. Не помешало ей и то, что отец-граф жил в эмиграции в Лондоне.
В кино она попала случайно, дебютировав в 17 лет в фильме «Месть». Фильм оказался так себе, но актеры в нем играли замечательные, и это решило судьбу девушки. Она поступила в Государственную высшую театральную школу в Варшаве. Проучившись год, пошла зарабатывать на телевидение, жизнь тогда была скудная, а на шее матери сидеть не хотелось.
Красавицу телеведущую приметил режиссер Войцех Хас. С его фильма «Общая комната» (1959) началась ее настоящая карьера в кино. Молодой актрисе повезло. Польский кинематограф был на подъеме, его знали и любили в Европе. Беата снималась практически у всех польских знаменитостей того времени — Тадеуша Конвицкого, Анджея Жулавского, Агнешки Холланд, Кшиштофа Занусси, Ежи Гоффмана. А первый среди равных — Анджей Вайда — стал ее мужем.
Тышкевич неслучайно сравнивали с другими звездами мирового экрана и называли «славянской Катрин Денев». Как точно подметил польский киновед Яцек Табенский, «Беата обладает исключительным даром, отличающим великих звезд, выдающихся актрис. Это особый магнетизм, способность создать исключительно интимную атмосферу, воздействовать непосредственно на зрителя. Каждый жест актрисы точен и закончен, ни одно слово не прозвучит впустую, а создаваемые женские образы — мечта каждого мужчины».
Тышкевич много звали сниматься за рубежом. Ее приглашали Андре Дельво, Клод Лелуш, Жан Деланнуа, Клод Зиди. Она блеснула у Андрея Кончаловского в «Дворянском гнезде». Может быть, потому, что ей редко приходилось играть отрицательные роли, образ тургеневской антигероини ее увлек. «Варвару Павловну Лаврецкую в „Дворянском гнезде“ я считаю одной из лучших моих ролей. Живой, полнокровный образ, первая любовь героя, впоследствии принесшая ему горькое разочарование. О такой роли мечтает каждая актриса».
На театральной сцене Беата Тышкевич практически не появлялась. Правда, не смогла отказать, когда в 2002 году Ханна Бакула пригласила ее сыграть в спектакле по письмам знаменитой поэтессы Агнешки Осецкой, где роль героини была написана специально для нее.
Свои ставшие бестселлером мемуары Беата Тышкевич назвала «Не все на продажу». Здесь и полемика с названием фильма Вайды, который был посвящен нелепой гибели Збигнева Цибульского и рассказывал о циничном мире кинематографа, и память о детских годах, проведенных в католическом монастыре в Милянувке.
Игнат Куракин