«Беовульф» Роберта Земекиса
События американского блокбастера «Беовульф» по сценарию писателя Нила Геймана («Звездная пыль») и режиссера Роджера Эйвери (соратника Квентина Тарантино) разворачиваются в VI веке нашей эры в Дании, когда с юга в страну только начало проникать христианство.
Возможно, именно тогда был создан англосаксонский эпос «Беовульф», в котором рассказывается о подвигах одноименного скандинавского героя, освободившего подданных короля Хродгара от набегов уродца Гренделя. В англоязычных странах эпос «Беовульф» изучают в старших классах, но его канонический текст, видимо, неоднократно искажался при переписке монахами, и до сих пор неизвестно даже точное время его создания. Поэтому сценаристы внесли в текст немало дополнений и интерпретаций, чтобы осовременить послание текста. За режиссуру блокбастера в формате 3D (трехмерный формат) взялся режиссер Роберт Земекис («Назад в будущее»), смешавший анимационных персонажей с актерами в картине «Кто подставил кролика Роджера?» (1988). Позднее — в «Полярном экспрессе» (2004) Земекис продолжил эксперименты с анимационными технологиями, но фильм не имел успеха у зрителя, ибо его персонажи больше походили на зомби. В «Беовульфе» он вновь использовал технологию performance-capture: метод анимации персонажей, при котором фиксируются не только движения актеров, но и их эмоции, а также мимика лица (ее фиксировали свыше ста датчиков), но на этот раз он обогатил ее наработками трилогии «Властелин колец». В результате физический облик звезд (Анджелины Джоли, Энтони Хопкинса и др.) подвергается искажению, но выражения лиц стали больше похожи на человеческие. Для роли Беовульфа был сначала подобран подходящий актер с арийской внешностью — Рэй Уинстон, а затем на компьютере был создан его почти двухметровый аналог. И лишь потом актерскую игру, фиксированную в трехмерном пространстве, переносили в виртуальные декорации. В связи с этим привычные оценки качества актерской игры не действуют. Но эффект непосредственного присутствия достигается при просмотре этого фильма лишь в кинотеатрах системы IMAX. Поэтому техническое совершенство этой новаторской картины можно адекватно оценить, например, в московском кинотеатре «Neskafe IMAX».
В последние годы Голливуд обратился к экранизации ряда воинственных эпосов и преуспел в этом, достаточно вспомнить успех «Трои» и недавних «300 спартанцев». Вновь американцами оказался востребован жанр мифологического боевика, который вроде бы навсегда был похоронен контркультурой 60-х годов. Супермен Беовульф, сочетающий в себе черты мифологических героев викингов и германцев, пришел на смену хитроватому греку Одиссею. По сюжету Беовульф с боевым отрядом высаживается на датское побережье, чтобы помочь придворным короля Хродгара (Хопкинс) одолеть монстра Гренделя (Криспин Гловер), производившего смертоносные набеги на королевство. Ближайшее окружение Хродгара все свободное время проводило в пьяных застольях. Да и имя героя Беовульф дословно означает «медовый волк». Влияние Христа — бога милосердия — на северян в VI веке было еще незначительным, они отличались крайней воинственностью и с подозрением относились к новой религии. Отцом Гренделя (по версии хитроумных сценаристов) оказывается престарелый Хродгар, который вместо празднования победы над монстром прыгает вниз со скалы. Так амбициозный викинг восходит на трон, унаследовав чужую жену (Робин Райт-Пенн), но не избежав культа своей героической личности. О нем слагаются песни, восхваляющие его небывалую доблесть и решительность. Но победив монстра, он сам не в состоянии избежать губительных чар Златокожей русалки (Джоли) — матери умершего Гренделя.
Заключив сделку с русалкой, Беовульф сам обрел демонические черты. От этого союза рождается уродливое дитя, принимающее поочередно то облик огнедышащего Дракона, а то — Золотого мальчика. И в финале Беовульф обретет свою смерть от Дракона, который в христианской культуре символизирует дьявольское начало — Змея, введшего Человека во грех, а позднее — вселенское Зло. Образ Златокожей русалки восходит к образу Великой матери, пришедшей из государств Восточного Средиземноморья. Отцы христианской Церкви видели в Великой матери врага Христа. Культ кинозвезд и интерес масс к их личной жизни обусловлен возвратом к языческим богам. Фильм Земекиса интересен тем, что в нем столкновение Великой матери с Героем показано выпукло и живописно. Киноманы могут отметить, что образ Джоли по сравнению с образом инфернальной Великой матери в «Метрополисе» (1927) стал более женственным. Поп-культура, воцарившаяся ныне в мире, требует возвращения к идолопоклонничеству. Языческое прошлое восстает в XXI веке, отринув христианскую мораль с ее строгостью. Поэтому картина «Беовульф» не так безобидна, как это может показаться на поверхностный взгляд.
Виталий Трофимов