«Вожделение» Энга Ли
Конкурсная программа 64-го Венецианского кинофестиваля была достаточно сильной. Фильм открытия английского режиссера Джо Райта «Искупление», основанный на романе-бестселлере Йена Макьюэна, заявил главную тему фестиваля — реальность и воображение. В довоенные годы 13-летняя девушка находится во власти собственных фантазий, способных разрушить жизнь и счастье близких людей. Она пишет пьесы и не способна отличить действительность от выдумки.
Тема действительности и воображения лежала также в основе многих лент, показанных на фестивале. Это относится и к фильму «Похоть, осторожность» («Вожделение») Энга Ли, ставшему обладателем главной венецианской награды «Золотой Лев». Основан он на рассказе известной китайской писательницы Эйлин Чанг. Вонг Чия Чи, молодая студентка Гонгконгского университета, влюблена в революционно настроенного товарища — студента Куанга. Она соглашается сыграть роль революционерки в его студенческом спектакле и впоследствии подчиняет собственную жизнь этой роли, играя ее до самого конца.
«Создавая наш фильм, мы не экранизировали рассказ буквально, а перевоплощали его, так же как персонажи повторяют роли и живут в них. Чанг поняла игровое действие и мимикрию как что-то звериное по своей природе. Так дикие животные используют камуфляж, чтобы прятаться от врагов и привлекать добычу. Но мимикрия и театральная игра — это и способы, при помощи которых мы открываем самих себя и приходим к истине», — комментировал Энг Ли.
«Похоть, осторожность» — это шпионский триллер с эротическими эпизодами. И это фильм о том, как игра замыкает человека в узкий круг, заставляя его играть строго определенную роль, которая становится его неотделимой частью и в итоге пожирает.
Фильм продолжительностью 156 минут не имел высоких рейтингов в опросах критиков и зрителей, которые в Венеции ежедневно обновлялись, не был очевидным кандидатом на получение «Золотого Льва», несмотря на потрясающие актерские работы и на смелость в решении опасных и жестких сцен. Однако, несмотря на то что жюри возглавлял китайский режиссер Чжан Ймоу («своему» давать награду не вполне корректно), несмотря на то что тайванец Энг Ли уже получал в Венеции «Золотого Льва» за гей-вестерн «Горбатая гора» в 2005 году, он вновь победил.
Энг Ли чуть было не снял свой фильм с конкурса, поскольку в программе объявили «Похоть, осторожность» китайским фильмом вместо того, чтобы указать его тайваньско-американское совместное производство. Кроме того, из-за откровенных сексуальных сцен картина получила классификацию «NC-17» для американского проката (то есть она рекомендована для зрителя не младше 17 лет), что означает лимитированную дистрибуцию картины. Ли сейчас готовит адаптированную версию (он вырежет некоторые сексуальные сцены) для проката в Китае.
Эйлин Чанг (1920 — 1995) написала рассказ «Похоть, осторожность» в 50-е годы прошлого века, и это история с сильными автобиографическими корнями. Подобно героине Вонг, автор также родом из Шанхая, училась в Гонконге и вернулась в Шанхай во время японской оккупации периода Второй мировой войны. Ее муж, подобно начальнику секретной службы (господин Йи) в фильме, сотрудничал с японцами и был вынужден бежать.
В фильме история студентки Вонг Чия Чи, которую играет 28-летняя актриса Танг Вей (это ее вторая роль в кино), рассказывается с использованием флэшбеков. Вместе с героиней мы путешествуем в ее прошлое и находим в нем подтверждение тому, как она нерешительна в некоторых ситуациях, как не может противостоять человеку, с которым стала одним целым.
В 1939 году студентка Вонг влюбляется в молодого революционера Куанга. Она следует его революционным путем и, подобно героине, которую она играла в студенческом спектакле, жертвует личными чувствами и собственной невинностью во имя революционных задач: чтобы устроить западню предателю Йи, которого играет звезда азиатского кино Тони Леунг.
В итоге заговор революционеров терпит неудачу, и они рассеиваются в неизвестности. Вонг возвращается в Шанхай. Но три года спустя Куанг находит ее вновь и уговаривает снова установить контакт с г-ном Йи. На сей раз тот оказывается в западне, но Вонг находится в его власти.
Некоторые критики ругали режиссера за откровенные сексуальные сцены, находя их необязательными в данном контексте, но конфликт между физической, любовной одержимостью и подозрением, которое господствует даже в самые интимные моменты, выводят этот фильм за черту только лишь столкновения революционного долга с личными желаниями. Фильм, в сущности, рисует страшный портрет той системы, которая уничтожает любовь и заменяет ее одержимостью, похотью, — «жаждой», лишенной эмоции. Отсутствие глубокого эмоционального вовлечения персонажей — одна из особенностей этого фильма, который никогда не превращается в романтичную историю, но остается отстраненным триллером. Изумительно точная работа у оператора: показывая внешне элегантную жизнь общества, сопоставляет ее с хаотичной, доморощенной жизнью революционеров. За лучшую операторскую работу Родриго Прието, который снимал и «Вавилон» Иньярриту, и «Горбатую гору», за которую Ли получил «Оскара», также удостоен в Венеции награды.
Биргит Боймерс