Событие недели — музыкально-биографическая драма «У моря» («Первый канал», 29 июля, 22.25. США, 2004). Свой второй фильм (после «Альбино Аллигатора») популярный актер Кевин Спейси («Красота по-американски», «Планета Ка-Пэкс», «Корабельные новости», «Секреты Лос-Анджелеса») решил снять о популярнейшем в 50 — 60-е годы, а ныне полузабытом певце и актере (номинация на «Оскара» за фильм «Капитан Ньюман») Бобби Дарине. «Все началось с его музыки, которую я обожаю с детства, и моего восхищения им как исполнителем, — вспоминает Спейси. — Лет в 20 я прочитал о нем пару книг, узнал, через что ему пришлось пройти, сколько личных драм пережить. Я думал о таком фильме с начала 80-х. Мы решили смотреть на мир глазами Дарина, пропустить все события в его жизни через его музыку и снимать так, чтобы для зрителя не имело значения, знает ли он, кто такой Боб Дарин. Это должна была быть не традиционная биография, а своеобразный гимн в честь шоу-бизнеса и замечательной эпохи, оставшейся в прошлом». Таков был замысел, и реализован он был пусть и не на сто процентов, но достойно. Спейси пошел на риск, решив сам сыграть главную роль (другого подходящего исполнителя не удалось найти) — ему на момент съемок было 45, а Дарин умер в 37 — и отказавшись от фонограммы певца. Конечно, ему далеко до Дарина, но и он поет вполне прилично, и то, что он сам поет, добавило фильму естественности.
В день памяти Владимира Высоцкого нам покажут «Короткие встречи» («Культура», 25 июля, 22.25. Одесская к/с, 1967) — давний и, может быть, лучший фильм Киры Муратовой, где он сыграл неброскую, но, может быть, лучшую свою роль. Деревенская красавица (Нина Русланова) любит геолога Максима (Владимир Высоцкий) — остроумного и интересного парня, но его жизнь вне экспедиции, ей не известная, не дает покоя. Девушка приезжает в город, где живет Максим, достает его адрес и попадает в квартиру председателя горисполкома (Кира Муратова) и остается здесь домработницей. За неделю она близко сошлась с этой умной, бескомпромиссной, глубоко порядочной, но очень одинокой женщиной и поняла, что Максим и Валентина любят друг друга... Такова сюжетная интрига этой поэтичной, изящной, пронзительной картины, вошедшей в сокровищницу отечественного киноискусства. Сама фабула несколько размыта, действие замедлено, огромную роль играет изобразительный ряд, все построено на полутонах, на недосказанностях, на виртуозной игре исполнителей главных ролей. Все это затрудняет восприятие картины, требует от зрителя некоторого внимания и вдумчивости.
Достойную компанию шедевру Киры Муратовой составят несколько зарубежных шедевров. В первую очередь это криминальная драма «На последнем дыхании» («Россия», 27 июля, 0.15. Франция, 1959. Режиссер Жан-Люк Годар. В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Джин Сиберг, Даниэль Буланже) — один из самых знаменитых фильмов знаменитой французской «новой волны», один из этапных фильмов в истории мирового кино, фильм-открытие. Первая полнометражная картина Годара и первая звездная роль молодого Бельмондо. Главным принципом этой картины сам режиссер назвал абсолютную свободу киноязыка, спонтанность кинематографического действия, не ограниченного железными рамками сценария. Здесь есть сюжет, но он готов в любую минуту уступить место случайности, неожиданности, непредсказуемости жизни. Герой Бельмондо — мелкий марсельский гангстер угоняет машину и направляется на ней в Париж. В «бардачке» он находит револьвер, как бы случайно убивает полицейского, остановившего его за превышение скорости. Легко и бездумно, как дым сигареты на ветру, проходит его жизнь. Как бы между прочим он заводит роман с молоденькой американкой, мечтающей о журналистской карьере, а по его следу уже идет полиция...
Немалое удовольствие вам доставит и первоначальная, и отреставрированная (восстановленный цвет, обновленный стереосаундтрек) режиссерская версия легендарного вестерна Сэма Пекинпа «Дикая банда» (НТВ, 28 июля, 1.35. США, 1969. В ролях: Уильям Холден, Эрнест Боргнайн, Роберт Райан, Эдмонд О’Брайан). Это лучший фильм Пекинпа, отличающийся самой высокой пробы режиссурой, актерской игрой, диалогами и особенно монтажом. Он разрушает мифы покорения Дикого Запада, поражает сценами крайнего насилия. Как метко заметил итальянский критик Маурицио доль Веккьо, события на экране производят на зрителя впечатление некоего ада, в котором вознагражденными остаются самые угнетенные и униженные пусть даже ценой тысячи страданий. Действие происходит в 1914 году. После нападения на банк часть банды Пайка погибает. Он собирает новую банду и, опасаясь преследования, пересекает с ней мексиканскую границу. В Мексике Пайк и его компания поступают на службу к местному «полевому командиру». По его приказу американцы нападают на поезд с боеприпасами. Один из членов банды переходит на сторону восставшего народа. Остальные бандиты занимают выжидательную позицию, но ненадолго...
В знаменитой авантюрной комедии Джорджа Роя Хилла «Афера» («Первый канал», 30 июля, 23.20. США, 1973), удостоенной семи «Оскаров», в том числе за фильм, режиссуру и сценарий, Пол Ньюмен и Роберт Редфорд играют двух карточных шулеров. Однажды (действие происходит в 30-е годы) они решили отомстить крупному нью-йоркскому мафиози Лоннегану, по приказу которого был убит их друг. Отправной точкой их многоходового и остроумного плана были две слабости Лоннегана: страсть к игре в покер и к скачкам. Используя эти слабости, друзья разыграли с гангстером и его подручными (а также со зрителями!) захватывающий спектакль. Четыре года назад Пол Ньюмен и Роберт Редфорд солировали еще в одном шедевре Джорджа Роя Хилла — «Бутч Кэссиди и Сандэнс Смит». Обе картины близки по духу и настроению, виртуозно срежиссированы и вдохновенно сыграны. Но такой захватывающей зрителей легкости, бодрости и остроумия, такого озорного веселья, пожалуй, еще не знало мировое кино.
Название фильма «Король Шумавы» («Культура», 29 июля, 22.15. Чехословакия, 1959. В ролях: Радован Лукавски, Иржи Вала, Иржина Шворцова, Ярослав Марван) ныне мало кому хоть что-то говорит, но в самом начале 60-х он был весьма и весьма популярен в Советском Союзе. С одной стороны, потому, что это по жанру шпионский детектив, который всегда был любим в народе, а в те времена особенно. С другой стороны, на фоне подобного рода отечественной кинопродукции он воспринимался как шедевр. И что удивительно, картина совершенно не устарела и теперь смотрится с неослабевающим интересом от первого до последнего кадра. По своей стилистике, да отчасти и по содержанию она напоминает шедевр Жалакявичюса «Никто не хотел умирать», который был создан позже и не исключено, что под влиянием «Короля Шумавы». Выдающийся чешский режиссер Карел Кахиня мастерски строит интригу, актеры играют превосходно, создавая целую галерею психологически убедительных характеров. Но ко всему прочему это еще и поэтическое кино, где огромную роль играют превосходно снятые пейзажи. Действие происходит летом 1948 года на участке чехословацко-немецкой границы в Шумаве. Этот горный район дал убежище многим из тех, кто захотел покинуть страну после февральского коммунистического переворота. Но только избранным известны тайные тропы через болотные топи, которые ведут на Запад, один из них известен в округе как Король Шумавы. Этот таинственный человек давно уже стал постоянной головной болью для чехословацких пограничников. И вот на заставе появился сержант Зееман...
К киноклассике можно отнести и относительно недавно снятую по роману Джейн Остин мелодраму «Разум и чувства» (СТС, 28 июля, 1.30. США, 1995), удостоенную многих наград, включая Главный приз МКФ в Берлине и «Оскара» за лучший адаптированный сценарий (Эмма Томпсон). Живущий в США тайваньский режиссер Энг Ли, успевший уже получить берлинского «Золотого Медведя» за «Свадебный банкет», снял удивительно английский по духу и настроению, сотканный из полутонов фильм, в котором, как отмечала пресса, удалось выдержать нужную меру: не «высушить» текст Остин и не «промочить» его эмоциями. Это история одной английской семьи, жизнь которой круто переменилась после внезапной смерти отца и мужа. Все его громадное состояние получил в наследство сын от первого брака, а вдова и три ее дочери оказались на положении бедных родственников. Прагматичная, сдержанная в проявлении чувств Элинор (Эмма Томпсон) и импульсивная, романтичная Мэриэнн (Кейт Уинслет) понимают, что для их социального выживания есть один путь — найти подходящего мужа. Но на беду обе вдруг полюбили. Элинор — обаятельного и необычайно скромного Эдварда (Хью Грант), который находится под пятой у своей богатой своенравной матери и к тому же пять лет тайно обручен с милой девушкой. Мэриоэнн — красавца, ловеласа, мечтающего о выгодной женитьбе...
Геннадий Белостоцкий