Все цвета радуги

Заканчивая работу над ставшей впоследствии суперзнаменитой кинотрилогией «Три цвета» — своим своеобразным творческим завещанием, выдающийся польский режиссер Кшиштоф Кесьлевский (1941 — 1996) объявил, что больше фильмы ставить не будет. И это заявление стало пророческим. Вся трилогия, и особенно первая ее часть — «Три цвета: синий» (ТВЦ, 1 июля, 0.55. В ролях: Жюльетт Бинош, Бенуа Режан, Флоранс Пернель, Эммануэль Рива), пронизаны глубокой грустью и страданием. Это три совершенно разных фильма. Объединяет их не только название — сине-бело-красный триколор национального флага Франции, символизирующий лозунги Французской революции: свобода, равенство и братство. Большие и важные человеческие проблемы помещаются в частную жизнь одного из главных героев, которая рассматривается медленно, очень внимательно и во всех деталях. Рассказывая в фильме первом о жене композитора (ее потрясающе глубоко и убедительно сыграла Жюльетт Бинош), которая потеряла в автокатастрофе мужа и ребенка и воспринимает мир через музыку, Кесьлевский утверждает, что чудо любви возможно даже тогда, когда нет ни веры, ни надежды, а есть только смерть. Картина была удостоена Главного приза, а также призов за лучшую женскую роль (Жюльетт Бинош) и за операторскую работу на МКФ в Венеции.

Пожалуй, не меньшими художественными достоинствами обладает и снятый в совершенном ином ключе фильм-притча «Перед дождем» («Россия», 30 июля, 1.25. Великобритания — Франция — Македония, 1994. В ролях: Кэтрин Картлидж, Раде Сербеджиа, Грегуар Колен). Режиссерский дебют Мильчо Манчевского, македонца, живущего в Нью-Йорке, был удостоен порядка тридцати международных кинопремий, в том числе «Золотого Льва» — Главного приза Венецианского фестиваля, и номинирован на «Оскара». Это один из самых страшных и самых... красивых фильмов о насилии вообще и об ужасах межэтнических конфликтов в частности. Его сложная структура заставляет вспомнить «Криминальное чтиво», в частности, равно как и другие работы Квентина Тарантино-сценариста. В основе композиции лежит история некоего фоторепортера, живущего в Лондоне, который после долгих лет скитаний по горячим точкам, принесших ему престижную Пулитцеровскую премию, возвращается в родную деревню в Македонии. Там еще нет войны, но вот-вот она вспыхнет со страшной силой: македонцы и албанцы, до сих пор вместе мирно жившие, вооружились, расчленили свои селения блокпостами и начали бесчинствовать. Формально картина состоит из трех новелл: «Слова», «Лица» и «Фотографии», но действие «прыгает», подчас развивается в обратном порядке, его молчаливыми свидетелями и полноправными участниками являются замечательно снятая природа (оператор Мануэль Теран), старинные иконы и росписи в монастыре, на которых в начале фильма подолгу задерживается камера.

Культовый французский режиссер Франсуа Озон — один из законодателей моды в современном кино — заставил говорить о себе уже после своих самых первых работ, короткометражных фильмов «Летнее платье», «Маленькая смерть», «Увидеть море» (НТВ, 27 июня, 1.15. Франция, 1995 — 1997), способных смутить фривольным изображением нравов французской молодежи, порой даже вызвать возмущение. Но, к счастью, их отличают легкость, изящество, озорной, ироничный взгляд автора на происходящее на экране. Итак, «Летнее платье». В ролях: Себастьян Шарль, Фредерик Манжено, Лючия Санчес. Лето. Морской пляж. Юный гей убегает от своего приятеля, чтобы впервые заняться любовью с девушкой. Но пока он был с дамой, у него украли все вещи. Домой он возвращается в платье новой любовницы. Как среагирует на блудного любовника его приятель?.. «Маленькая смерть». В ролях: Франсуа Делэв, Жак Марсиаль. У героя фильма необычное увлечение: он фотографирует своих друзей в момент оргазма. Родственники считают его сумасшедшим, но, вероятно, в его поведении есть вина отца, сфотографировавшего своего сына в момент рождения. Эта фотография не дает ему покоя, и он все время ищет пограничные ситуации между жизнью и смертью. И вот у него появляется шанс навсегда расстаться со своими комплексами: его отец при смерти. Он берет фотоаппарат и спешит к умирающему... «Увидеть море». В ролях: Саша Эл, Марина Де Ван, Саманта. Молодая мама отдыхает с дочкой в небольшом коттедже на берегу моря в ожидании приезда мужа. Рядом разбивает палатку странная девушка, путешествующая автостопом. Растет напряжение, хотя новая знакомая не дает формальных поводов к ссоре...

Немало приятных минут вам доставят «Большие надежды» (REN TV, 3 июля, 20.00. США, 1997. В ролях: Итэн Хоук, Гвинет Пэлтроу, Энн Бэнкрофт, Роберт Де Ниро, Крис Купер). Одноименный роман Чарльза Диккенса экранизировался множество раз, и эта экранизация, пожалуй, самая удачная. Хотя ее экранизацией трудно назвать — по большому счету от Диккенса осталась лишь сюжетная канва. Знаменитый мексиканский режиссер Альфонсо Куарон, работающий ныне в Голливуде («И твою маму тоже»), перенес действие в современную Америку, сделал главного героя (Хоук) талантливым художником (в фильме использованы картины Франческо Клементе). Получилась изящная, нежная, романтичная картина о любви, о взрослении молодого человека и о трех встречах, навсегда изменивших его жизнь. Однажды маленький Флин помог беглому каторжнику (Де Ниро) скрыться от преследования. Позже мальчик познакомился с полусумасшедшей старой дамой (Бэнкрофт), которую жених когда-то бросил у алтаря, и с тех пор она затаила злобу на мужчин. И она подсунула Флина своей юной племяннице, чтобы та потренировалась, поучилась, как разбивать мужские сердца. И действительно, с самой первой встречи сердце Флина было разбито. Долгие годы он пытается добиться взаимности у прекрасной Эстелл, которую замечательно играет Гвинет Пэлтроу.

Стоит также посмотреть дебютную ленту Питера Челсома «Услышь мою песню» («Культура», 27 июня, 20.35. Великобритания — Ирландия, 1991. В ролях: Нэд Битти, Эдриан Данбар, Ширли Энн Филд), где он довольно громко заявил о себе. По жанру это музыкальная комедия — легкая, изящная, с тонким юмором. В центре сюжета — история возвращения на сцену после многолетнего перерыва знаменитого в 50-е годы и незаслуженно забытого ирландского тенора Джозефа Локка (Нэд Битти — номинация на «Золотой Глобус»). В свое время у него возникли проблемы с полицией, и он вынужден был скрыться. О Локка вспомнил неудачливый театральный импресарио и решил устроить его концерт в своем ночном клубе, чтобы тем самым поправить свои дела, которые пришли в полный упадок.

Любители боевиков, конечно, не пропустят новый фильм Уильяма Фридкина «Загнанный» («Россия», 2 июля, 23.45. США, 2003. В ролях: Томми Ли Джонс, Бенисио Дель Торо, Конни Нилсен, Дженна Бойд). После безуспешных попыток поймать в диких лесах серийного убийцу, не оставляющего следов, агенты ФБР обращаются за помощью к бывшему эксперту по подготовке элитного спецназа Бонэму (Томми Ли Джонс). Тот один отправляется на охоту за неуловимым преступником. И вскоре обнаруживает, что это Хэллом (Бенисио Дель Торо) — его лучший ученик. После очередной операции в «горячей точке» у него поехала крыша... Уильям Фридкин, успешно работающий в самых разных жанрах («Французский связной», «Изгоняющий дьявола», «Правила боя»), на этот раз снял типичный голливудский боевик со стандартной драматургией и привычным набором суперзвезд на главные роли, но снял на высоком профессиональном уровне. А Ли Джонс и Дель Торо вполне отработали свои сумасшедшие гонорары.

Геннадий Белостоцкий

реклама