Денис Шаповалов и Александр Мельников в БЗК
В Большом зале консерватории в рамках филармонического абонемента «Звезды XXI века» выступили виолончелист Денис Шаповалов и пианист Александр Мельников. Начало их музыкальной карьеры пришлось на 1990-е годы, и на сегодняшний день их можно рассматривать как сложившихся и состоявшихся артистов, активно концертирующих и пользующихся признанием у публики. Вероятно, они уже могут претендовать и на самостоятельные ангажементы со стороны филармонии: их имена легко собирают зал (что подтвердил данный концерт).
В этот вечер музыкантам аккомпанировал АСО Московской филармонии и приглашенный дирижер из Великобритании Джонатан Бретт. У себя в стране маэстро в основном руководил камерными оркестрами, хотя, как видно из его биографии, он периодически дает концерты и с симфоническими коллективами — Великобритании, Бельгии, Венгрии. В этом концерте дирижер держался несколько на заднем плане, добросовестно следуя за трактовками солистов.
Денис Шаповалов, победитель XI Конкурса имени Чайковского, внешне был невероятно деятелен и эмоционально приподнят. Все в его имидже — начиная от красной рубашки, энергичных дирижерских жестов в оркестровых проигрышах (словно он не доверял дирижеру) до ободрительных улыбок в сторону первых скрипок, — все говорило о том, что перед нами артист-экстраверт безудержного темперамента. Однако звучание его виолончели — однородное в тембровом отношении, не слишком разнообразное в плане интонации — озадачило. Тем более что никаких технических преград виолончелист не испытывал, с легкостью преодолевая все сложные моменты в исполняемых им Виолончельных концертах Гайдна до мажор и ре мажор. Поэтому получился почти комический контраст между внешне эффектной позой «звезды» и весьма скромной и не очень интересной манерой исполнения. Ведь музыка Гайдна в этих концертах совершенно не предполагает однообразия, «грусти томной»: она или упоительно жизнелюбива (в быстрых частях), или возвышена и благородна (в невероятно красивых медленных частях). Лишь в финале Второго виолончельного концерта ре мажор Д.Шаповалов «сбросил» меланхолическую маску и сыграл эту музыку с тем драйвом, которого так не хватало все первое отделение концерта. Представляется, что Денис Шаповалов пока находится в творческом поиске, и если ему удастся привести к общему знаменателю свои внутренние ощущения и внешние формы выражения, то будущее артиста обещает стать очень значительным.
После антракта место солиста занял Александр Мельников — музыкант, имеющий букет лауреатских званий, выступающий с известными зарубежными оркестрами и дирижерами, а также в камерных ансамблях с такими артистами, как А.Любимов, Н.Гутман, В.Третьяков, И.Фауст, Квартет имени Бородина... Мельникова можно причислить к музыкантам «круга Рихтера»: Святослав Теофилович заметил юного пианиста, следил за его творчеством, с удовольствием отмечая масштаб его таланта.
Действительно, Мельников, исполняя Третий концерт Рахманинова, предстал ищущим и глубоким артистом. В своей интерпретации он стремился передать тревожную, даже иногда «болезненную» атмосферу, которая «окутывает» многие темы концерта. Для этого Мельников искал особые звуковые краски, стремился к гибкой фразировке и свободной временной пульсации. Очевидно, что пианист подчеркивал символистскую суть этого сочинения, и это получилось у него убедительно. Пожалуй, в меньшей степени удались ему лирико-эпические моменты, в частности, знаменитая первая тема Концерта. Мельников пытался сыграть ее отрешенно, почти бесплотно, и временами рояль практически переставал звучать. Если послушать известную запись самого Рахманинова с Ю.Орманди за дирижерским пультом, то слышно, что автор играет эту тему ясно и довольно просто. Думается, что раз уж существует аудиосвидетельство авторской трактовки, можно было бы ему довериться. В целом же Концерт в исполнении Александра Мельникова оставил волнующее впечатление, и хочется отметить красивое и качественное звучание оркестра под управлением Д.Бретта, достойно выступившего в этот вечер.
Евгения Кривицкая