Виктория Муллова записала новый диск
Виктория Муллова записала новый диск на фирме Philips, с которой связана эксклюзивным контрактом. С «Революционным и романтическим оркестром» под управлением Джона Элиота Гардинера она исполняет скрипичные концерты Бетховена и Мендельсона. Запись издана в формате SACD (Super Audio CD), позволяющем более адекватно передавать пространственные эффекты, но те же самые диски можно слушать и на обычных CD-плейерах.
Между двумя великими скрипичными концертами — классическим и романтическим — есть некая неявная связь. Бетховенский концерт, написанный в 1806 году, стал по-настоящему репертуарным, с тех пор как в 1844 году Йозеф Йоахим сыграл его под управлением Феликса Мендельсона. А в следующем году состоялась долгожданная премьера скрипичного концерта самого Мендельсона.
Гардинер в своей интерпретации не стремится высветить стилистические различия двух концертов, скорее он пытается взглянуть на Бетховена глазами Мендельсона. «Революционный и романтический оркестр» предстает здесь больше «романтическим», нежели «революционным». Студийная запись без малейших признаков ажитации, возникающей при игре на публике, технически настолько отшлифована, что своим перфекционизмом способна заставить комплексовать молодых музыкантов.
Знакомые всем любителям музыки сочинения предстают в не совсем каноническом виде. Изучив рукописи и первые издания, дирижер и солистка внесли в партию скрипки легкие изменения. Концерт Бетховена исполняется с развернутыми каденциями сочинения Оттавио Дантоне — клавесиниста и дирижера, работающего на ниве старинной музыки (он руководит ансамблем «Accademia Bizantine» и сотрудничает с полюбившимся москвичам «Il Giardino Armonico»).
Карьера Виктории Мулловой всегда была полна сенсаций: в 1982 году победа на Конкурсе Чайковского, затем отъезд на Запад, союз с Клаудио Аббадо. Продолжая играть романтический репертуар (два года назад она записала скрипичные концерты Чайковского и Сибелиуса совместно с Сейджи Озавой), Муллова тут же выпускает диск «Сквозь зеркало» с классическим джазом и роком. А еще раньше она под руководством фаготиста Марко Постингеля изучала произведения Баха, в 1994 году записала его сонаты и партиты для скрипки соло и тогда же создала «Камерный ансамбль Мулловой», играющий музыку от Куперена до Шуберта. После чего возглавила «Оркестр века Просвещения» в его турне со скрипичными концертами Моцарта.
Вопреки всему мировому аутентизму она и не думает осваивать барочную скрипку, доказывая, что важнее не «на чем» играть, а «о чем». Аутентичные приемы игры, к которым Муллова прибегает в этой своей записи, становятся для нее средством уйти от академически формальной трактовки, приблизиться к смыслу музыки и найти правдивую интонацию, которая равным образом может быть героической, проникновенной, иронической или (как местами в финале концерта Мендельсона) небрежно-шутливой.
Конечно, стойкое нежелание переходить на барочную скрипку не может не мешать сотрудничеству со многими музыкантами-аутентистами. И все же удалось отыскать территорию для встречи с Гардинером, который, вероятно, не мог остаться равнодушным к феерической технике, совершенству звука и рационализму интерпретаций скрипачки. Вот они и встретились на стыке классицизма и романтизма, там, где «старинная» музыка подает руку «современной».
Скрипичные концерты Л. ван Бетховена и Ф.Мендельсона. Виктория Муллова. «Революционный и романтический оркестр». Дирижер Дж.Э.Гардинер. Philips 470 629-2. Дистрибьютер в России — Universal Music Russia.
Анна Булычева