Московский филармонический фестиваль, посвящённый 100-летию Дмитрия Шостаковича, завершился 25 декабря 2006 выступлением Оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
В Большом зале консерватории прозвучали 14-ая и 11-ая Симфонии классика. Не случайно честь закрывать столь грандиозный форум была оказана именно этому коллективу: маэстро Гергиев и его музыканты в юбилейный год стали чуть ли не самыми ревностными пропагандистами творчества Шостаковича во всём мире.
«Мы несколько раз исполнили цикл из всех 15-ти симфоний Дмитрия Дмитриевича», — рассказал на встрече с журналистами художественный руководитель Мариинки:
«В Петербурге, Нью-Йорке и в Лондоне, где мы недавно завершили цикл, прозвучали все 15 симфоний. А вот городов, где звучали 5, 6 или 8 симфонии, было довольно много. Так получилось, что этот год мы во многом посвятили творчеству Дмитрия Шостаковича. Для нас это огромнейший проект с невероятно огромными затраченными усилиями. Это не говоря о том, что мы еще поставили «Золотой век», возобновили другие спектакли, которые не всегда шли: «Ленинградскую симфонию», «Клоп». Сегодня можно говорить о том, что задача выполнена. Мы очень довольны концертами. Но главное, это не Мариинский театр, а триумф Шостаковича».
По словам Валерия Гергиева циклы из всех симфоний Шостаковича во всём мире имели грандиозный успех. «Публика оказалась более чем готовой воспринять всего Шостаковича, даже те сочинения, которые сегодня почти нигде не звучат», — поделился впечатлениями маэстро:
«В Лондоне публика поразительно подготовлена. Достаточно удивила меня реакция нью-йоркской публики: любопытство, которое перерастало в иксайтмент (excitement — возбуждение). Во время концерта люди чувствовали, что им предложили нечто необычное, и оно оказалось будоражащим воображение. Американцы в принципе любят яркость, плакатность и, в хорошем смысле, забористость, какая есть у молодого Шостаковича. «Третья симфония» — совершенно ненормальное произведение, неиграбельное. Но Шостакович может расшевелить даже неподготовленную аудиторию. Я думаю, что это немножко забавно, когда ты слышишь сначала «Третью», а потом «Пятнадцатую» и видишь, что тебе дают огромный простор, для того чтобы думать и прочувствовать размах. Вот два таких необычных произведения в одном концерте. Совершенно другие ощущения даже у дирижера».
Валерий Гергиев подчеркнул, что прошедший год для Мариинского театра оказался и в самом деле годом Шостаковича. Отвечая на вопросы журналистов о предстоящем годе, дирижёр заверил, что и в будущем симфонии классика ХХ века останутся в репертуаре. «Я не исключаю, что и в 2007 мы, пусть и не в таком объёме, но все же поиграем Шостаковича», — отметил маэстро.
cultradio.ru