Вечер памяти Нины Макаровой
Воскресить славные страницы нашей музыкальной истории, не дать «порасти травой забвенья» творчеству достойных композиторов, которых нет среди нас, — такова цель нового фестиваля «Наследие», задуманного и осуществляемого Союзом композиторов Москвы при поддержке Роскультуры. Второй концерт цикла, прошедший на днях в Доме композиторов в Брюсовом переулке, был посвящен личности необыкновенной — Нине Макаровой. Женщина-композитор, отличная пианистка, всегда исполнявшая сама свои произведения в концертах, дирижер, без страха встававшая за пульты московских и провинциальных российских оркестров. Наконец, Нина Макарова была женой Арама Хачатуряна, и можно предположить, как непросто было сосуществовать двум творческим индивидуальностям. В мемориальных словах, произнесенных вначале председателем СК Москвы Олегом Галаховым, проскользнула мысль, что Нина Макарова была в известной степени заслонена славой своего великого мужа. Но в то же время эти люди искренне любили друг друга и были настолько близки духовно, что даже создали несколько коллективных произведений.
Концерт стал завершающим аккордом в цепи нескольких юбилейных мероприятий, прошедших в разных городах России в честь 100-летия со дня рождения Нины Макаровой, отмечаемого в этом году. Главную роль в подготовке вечера сыграл Карен Хачатурян — сын Нины Макаровой и Арама Хачатуряна, выстроивший интересную программу. Прозвучали произведения разных жанров, продемонстрировавшие достаточно полно портрет Макаровой-композитора. Ее музыка обладает собственной интонацией, индивидуальностью, суть которой заключается в сердечной открытости, задушевности. Наверное, в нынешнее время, нарочито обезличенное, эти качества приобретают особую ценность. Во всяком случае, было интересно послушать, как молодые артисты, вступившие в концертную жизнь на рубеже XX — XXI веков, искренне и с удовольствием играли произведения Макаровой. Запомнилось выступление виолончелиста Дениса Шаповалова, который вместе со своим постоянным партнером, пианистом Александром Вершининым, исполнил две дуэтные пьесы — «Вокализ» и «Воспоминание». Открытая лирика вдохновила Шаповалова на замечательную кантилену, поиск особых красок, чтобы выразить глубину внешне неприхотливой мелодии «Вокализа». Другая сфера — героико-романтическая — была представлена в «Воспоминании», виртуозной токкате, где виолончелисту были приготовлены достаточно каверзные технические приемы.
Нина Макарова училась у Генриха Литинского и Николая Мясковского, и эта крепкая профессиональная школа ясно чувствовалась в сочинениях любого жанра. Быть может, наиболее близким для Макаровой было фортепиано: прозвучавшие фрагменты Сонатины и три этюда для рояля (солистка — Татьяна Рубина) показали отличное ощущение композитором природы инструмента, его красочных возможностей.
Украшением вечера стали номера, в которых участвовали артисты, лично знавшие Нину Макарову. Скрипач Виктор Пикайзен рассказал о совместных гастрольных поездках с Макаровой, о творческой дружбе с Хачатуряном, как известно, посвятившим скрипачу свою «Сонату-монолог» для скрипки соло. Когда в исполнении В.Пикайзена и Г.Ширинской рядом прозвучали «Мелодия» и «Скерцо» Макаровой и «Танец» Хачатуряна, стало ясно, что Нине Владимировне действительно удалось выработать свой собственный композиторский стиль, сохранить свою индивидуальность.
Арфистка Наталия Шамеева рассказала о своем знакомстве (через учителя, Веру Дулову) с Ниной Макаровой. А историю создания двух арфовых пьес «Вальса» и «Шествие Нефертити» блестяще преподнес ведущий концерта, композитор Лев Солин — один из первых учеников Хачатуряна и друг семьи. В частности, любопытно было узнать, что «Шествие Нефертити» возникло под впечатлением от знаменитой головы египетской царицы, увиденной некогда на выставке перемещенных ценностей из собрания Дрезденской галереи. Мистическому и загадочному образу Нефертити как нельзя более соответствовал тембр арфы, звучавший чуть отстраненно и величественно у Наталии Шамеевой.
Макарова отдала дань и вокальной музыке. Она была автором опер, романсов, песен. Пожалуй, наиболее интересными показались «Колыбельная» на стихи О.Берггольц и романс «Другу» на стихи В.Кетлинской. Ощущению свежести рисунка вокальной партии, восприятию обаяния этих миниатюр во многом способствовала тонкая интерпретация певицы Ирины Стародубцевой и деликатное сопровождение пианистки Жанны Сбитневой.
В финале вечера мы услышали редкую аудиозапись голоса Нины Макаровой — она рассказывала о том, как стала дирижером, о том, как сложно композиторам заниматься исполнением чужих сочинений — ведь каждый творец сосредоточен прежде всего на своем внутреннем мире. Тайны творческой личности Макаровой позволит приоткрыть и книга, презентация которой состоялась в заключение концерта. Книга включает воспоминания, статьи, письма, в том числе и неопубликованные ранее письма Арама Хачатуряна к жене. Это издание, подготовленное также стараниями Карена Хачатуряна, дополнит портрет Нины Макаровой, воссозданный на концерте в звуках.
Евгения Кривицкая
На фото: Нина Макарова и Арам Хачатурян в Нидерландах в 1971 году