Скрипичный бум

IV Международный конкурс имени Паганини

Ежегодно Конкурс Паганини, возникший в 2003 году, проходит в консерваторских залах в одно и то же время при открытых дверях — вход на все туры для публики свободный. В уставе записаны четко соблюдающиеся правила. Конкурсанты должны быть не моложе 16 лет, отбор ведется непосредственно в Москве (без предварительных прослушиваний по кассетам или дискам), основу репертуара составляют, разумеется, сочинения Паганини, в финале претенденты на победу играют любой скрипичный концерт по собственному выбору с оркестром.

Традиционно конкурсантов оценивает жюри под председательством Сергея Стадлера. В этом году вместе с ним работали Виктор Третьяков, Гия Канчели, Саулюс Сондецкис, Борис Белкин, Александр Рудин, Михаэла Мартин, Михель Швальбе и Нахум Эрлих. Членам жюри, как и в прошлые годы, не воспрещалось привозить на конкурс своих учеников.

IV конкурс в полной мере оправдывал статус международного состязания: в российскую столицу приехали 50 исполнителей из двадцати стран. Наряду с Россией и странами СНГ, а также Францией, Германией, США, Южной Кореей, Японией, Китаем география московского смотра охватила и такие экзотические державы, как Иран, Турция, Кипр и Бразилия. Впрочем, серьезной конкуренции основным силам они не составили.

После двух туров (отборочного и полуфинального) участниками последнего этапа стали шесть музыкантов, представляющих Россию, Узбекистан, Грузию, Японию, Южную Корею и Румынию. К этому моменту «скрипичный бум», сопровождавший конкурс, достиг кульминационной точки. Большой зал консерватории с трудом смог вместить всех желающих послушать выступления финалистов, в которых солистам аккомпанировал специально собранный симфонический оркестр с Владимиром Зивой за дирижерским пультом.

Среди «болельщиков» немалый процент составляли скептики, пророчившие призовые места ученикам членов жюри (а таковых в финал вышло как раз трое). Однако результаты оказались более интересными и неожиданными.

Лауреатом первой премии стала японка Киоко Йонемото (класс члена жюри Бориса Белкина). Впрочем, ее победа практически не вызвала недовольства и споров. Уверенно, хотя и не особенно выделяясь, исполнительница прошла отборочный и полуфинальный туры и в финале показала себя с самой выигрышной стороны, исполнив достаточно редкий скрипичный концерт Дворжака. «Она прекрасно справилась, хотя оркестранты знали этот концерт не так хорошо, как другие, — поделился своими впечатлениями виолончелист Александр Рудин. — Объективно она была на голову выше других финалистов, поэтому решение по поводу победителя было принято единогласно в течение нескольких минут».

Второе место разделили россиянин Родион Петров с концертом Чайковского и музыкант из Узбекистана Надир Хашимов с Первым концертом Паганини. Опытный (28 лет) россиянин был, как казалось, очевидным претендентом на победу, однако выступление его в финале не было идеальным, и судьи беспристрастно присудили ему «серебро». К шестнадцатилетнему Надиру Хашимову жюри отнеслось более чем благосклонно. Видимо, памятуя о невероятной технике, продемонстрированной в первых турах, многие несыгранные пассажи в концерте Паганини были музыканту прощены, и в качестве скорее поощрительного аванса, нежели заслуженной победы узбекский скрипач получил также второе место.

Обладателем третьей премии стал румын Эуджен Тикинделяну, представивший свою версию Первого концерта Шостаковича. На вкус привыкшего к драматическим, полнозвучным трактовкам этого сочинения отечественного слушателя, «румынский Шостакович» казался эфемерным и нервически воздушным, как бесплотный мираж. Однако судьи сочли его цельным и «небезынтересным».

Скрипач из Грузии Ираклий Цхадаия, также исполнявший этот концерт, но уже в более ортодоксальной манере (в его трактовке ощущалось влияние наставника — Виктора Третьякова, работавшего в жюри), не получил ничего. И хотя двое арбитров особо подчеркнули, что факт игры грузинского музыканта по нотам не влиял на их решение, создавалось ощущение, что свою роль стоящий на сцене пюпитр и шуршание листов во время сольной каденции все же сыграли. Об исполнительнице из Южной Кореи Ли Мунг Ын (класс профессора Михаэлы Мартин), представившей в этот вечер концерт Мендельсона, члены жюри, раздавая места, и вовсе не вспомнили. Двум оставшимся за границами пьедестала почета финалистам не досталось даже диплома.

Елена Чишковская

реклама

вам может быть интересно

С экуменическим уклоном Классическая музыка