«Мировая величина в исполнительстве», «один из лучших педагогов мира» — такие отзывы можно прочесть в зарубежной прессе последних десятилетий, посвященные одному из замечательных музыкантов нашего времени, пианисту, педагогу Дмитрию Александровичу Башкирову.
Действительно, его имя всегда окружает ореол дерзновенности — это человек и артист невероятного обаяния, умеющий зажечь сердца. Недаром его учитель по Московской консерватории А.Б.Гольденвейзер еще в годы студенчества Башкирова отмечал: «У него есть свойство, которому трудно научить: исполнительский талант, способность своим исполнением увлечь аудиторию...» Другой важной чертой его пианизма является своя интонация, по которой можно безошибочно узнать его игру. В наш век стандартов и униформ это качество приобретает особую ценность: ведь именно личности творят историю искусства. И «Прелюдии» Дебюсси, и Фантазия «Скиталец» Шуберта, и «Мимолетности» Прокофьева окрашены особенным, поющим башкировским звуком, поражают умением передать многомерность музыкальной ткани, бесконечной свободой ритмического пульса, искренней взволнованностью. Наверное, эти качества способствовали яркой победе 24-летнего Башкирова на одном из самых сложных и престижных международных конкурсов — имени Маргариты Лонг в Париже, ставшем трамплином артистической карьеры музыканта.
Хотя главной составляющей репертуара Башкирова являются сочинения композиторов XIX века, но тем не менее он всегда был открыт и современной музыке: он был первым исполнителем музыки Р.Щедрина, М.Скорика. Хранится в архиве пианиста и драгоценное письмо от Д.Д.Шостаковича, где композитор благодарит за исполнение его трио. Ведь кроме сольных концертов, памятны выступления Башкирова как ансамблиста: с Квартетом имени Бородина (еще в его первом составе) и, конечно же, в трио, ставшем уже легендой, — со скрипачом Игорем Безродным и виолончелистом Михаилом Хомицером.
Особая статья — Башкиров-шуманист. В 1970 году он был награжден медалью имени Шумана за интерпретацию музыки этого самого романтичного из романтиков. Такое глубокое проникновение в мир «Флорестана и Эвсебия», действительно пламенеющий романтизм не покажутся удивительными, если вспомнить, что первые уроки музыкального образования Башкиров получил у знаменитейшего педагога А.Д.Вирсаладзе, в свою очередь — ученицы А.Есиповой, ниточка от которой тянется в XIX век к самому Ф.Листу.
Впрочем, это генеалогическое древо продолжается теперь в учениках Дмитрия Башкирова. Его педагогическая деятельность в Московской консерватории началась в 1957 году и продолжалась около 30 лет, за это время из его класса вышли такие известные ныне пианисты, как Н.Дмитриев, А.Бондурянский, Н.Демиденко. Годы его работы в мадридской «Высшей школе музыки королевы Софии» были не менее плодотворны. В прошлом году в Москве мы были свидетелями триумфа Башкирова-педагога, когда его ученик Эльдар Небольсин завоевал первую премию на Международном конкурсе пианистов имени С.Рихтера.
Но, пожалуй, во всей полноте его достижения для нас раскроются на юбилейном концерте в Малом зале консерватории. В день рождения Д.Башкирова в Москву приедут его ученики разных лет, а также приятным сюрпризом станет выступление представителей музыкальной династии Башкировых-Баренбойм: дочери, пианистки Елены Башкировой, и внука — скрипача Михаэля Баренбойма, сына прославленного пианиста и дирижера Даниэля Баренбойма.
Как и положено большому артисту, сегодня Дмитрий Башкиров — гражданин мира, его ждут в самых разных уголках, где любят его и его искусство. И тем приятнее, что свой 75-летний день рождения артист встретит именно в Москве, в кругу близких, учеников и друзей.
Евгения Мишина