Пожалуй, такого «нашествия» классических фильмов наше телевидение еще не знало. И наиболее значительный среди них — шедевр Луиса Бунюэля «Тристана» («Россия», 29 апреля, 2.40. Франция — Италия — Испания, 1970). Экранизируя роман испанского классика Бенито Переса Гальдоса, Бунюэль перенес действие с конца XIX в 20 — 30-е годы XX века. Удивительно хороша и естественна Катрин Денев в роли молчаливой и загадочной восемнадцатилетней Тристаны, которая после смерти матери вынуждена поселиться у своего опекуна дона Лопе (Фернандо Рей) в Толедо. Вскоре она стала любовницей старика, а через некоторое время повстречала и полюбила молодого красавца художника Орасио (Франко Неро). Дон Лопе с этим смириться не мог. И дальше последовали вещи, которые неискушенного зрителя могут повергнуть в шок. В этой картине вы не найдете признаков фирменного бунюэлевского стиля — абсурдистских конструкций, сюрреалистических «наворотов», развернутых метафор. И все же критики отмечали, что вместе со своими любовниками Тристана олицетворяет саму Испанию с ее призраками свободы и злыми духами. В первой части действие развивается спокойно и строго, а затем взрывается — причем безо всяких внешних эффектов, и это больше всего поражает в фильме. Поражает и актерская работа Катрин Денев, которая, пожалуй, такой глубины перевоплощения, совместив ангельскую чистоту и дьявольскую изощренность демона мести, не достигала ни до ни после.
На этой неделе в нелегком деле продвижения в массы отличных лент от классиков второго ряда особенно отличился канал «Домашний», что покажет аж 7 фильмов! Сначала смотрите комедию «Хлеб, любовь и фантазия» («Домашний», 24 апреля, 19.30. Италия, 1953) — самую известную работу итальянского мастера Луиджи Коменчини. История прибывшего в итальянскую деревушку нового командира карабинеров (Витторио Де Сика) — большого любителя любовных приключений, как вскоре выяснилось, и юной Мариеллы (Джина Лоллобриджида), которая так хороша, что все местные мужчины буквально не дают ей прохода, снята в стилистике так называемого розового («сексуально-фольклорного») неореализма. Картина имела феноменальный коммерческий успех и положила начало новому направлению в кино — «комедия по-итальянски»... Продолжение этой ленты — «Хлеб, любовь и ревность» («Домашний», 25 апреля, 19.30. Италия, 1954. Режиссер Луиджи Коменчини. В ролях: Джина Лоллобриджида, Витторио Де Сика, Мариса Мерлини, Риссо Роберто), по сути, повторяет фильм-оригинал. «Дни любви» («Домашний», 25 апреля, 19.30. Италия, 1954) — не самый известный и не самый удачный фильм одного из лидеров итальянского неореализма Джузеппе Де Сантиса («Горький рис», «Нет мира под оливами», «Рим, 11 часов»), который под давлением продюсеров снял откровенно коммерческую мелодраму. 30-летний Марчелло Мастроянни (это были его первые успешные шаги в кино) создал отличающийся задушевностью и непосредственностью комический образ сельского Ромео, пылкого жениха, превратившегося в рассудительного мужа. Вместе с совсем еще юной Мариной Влади он составляет красивую до умопомрачения влюбленную пару, а режиссер не без юмора повествует об этих «бедных влюбленных», которые не могут пожениться. С одной стороны, потому, что бедные, с другой стороны — их семьи враждуют между собой. Добиваясь согласия на брак, молодые люди придумывают оригинальный способ убедить родню: убегают из деревни, чтобы провести свою первую ночь любви... Поклонники Катрин Денев без труда увидят биографичные мотивы любимой актрисы в облике Алисы — главной героини мелодрамы Клода Берри «Я вас люблю» («Домашний», 26 апреля, 19.30. Франция, 1981). Берри, давно мечтавший поработать вместе с Денев, когда писал сценарий, отталкивался от фактов из ее жизни. Будущих зрителей не могло не интриговать и то, что с партнерами по фильму актерами Жан-Луи Трентиньяном и Жераром Депардье и певцами Сержем Гэнсбуром и Аленом Сушоном у нее были, как поговаривают, не просто дружеские отношения. Но этот коммерческий потенциал режиссер плохо использовал, не помогло картине и то, что актеры играли достойно, — она получилась претенциозной и скучной. Отчасти тому виной просчеты в драматургии и композиции. Действие начинается под Рождество. Алиса оказалась за столом с тремя своими мужчинами: она хочет порвать с одним из них, чтобы остаться с другим, и тут к ней пришел в гости третий — бывший ее возлюбленный... То и дело в фильм врываются ретроспекции. По замыслу Клода Берри, они должны раскрыть внутренний мир героини, показать, как она пытается разобраться в прошлом и настоящем, но их так много и они буквально перенасыщены ассоциациями, что зритель поневоле теряется... Хотя те, кому близки эти сюжеты с французского богемного олимпа, а в особенности «сюжет Денев», проведут немало приятных минут в обществе своих кумиров. В комедии «Гарсон!» («Домашний», 27 апреля, 19.30. Франция, 1983. Режиссер Клод Соте) любимец женщин, актер и певец Ив Монтан выступает в роли гарсона обыкновенного парижского кафе — человека средних лет, давно мечтающего стать певцом. И вот к нему после долгой разлуки вернулась его давняя любовь в лице героини Николь Гарсия... В классическом голливудском мюзикле «Королевская свадьба» («Домашний», 30 апреля, 19.30. США, 1951. Режиссер Стенли Донен) брат (Фред Астер) и сестра (Джейн Пауэлл), прекрасные танцоры, привозят свое музыкальное шоу в Лондон в канун свадьбы принцессы Елизаветы и сами влюбляются: он — в танцовщицу, она — в лорда...
Сейчас сатирический памфлет Стенли Кубрика «Доктор Стрейнджлав» («Первый канал», 27 апреля, 3.05. Великобритания, 1964), поставленный по роману Питера Джорджа «Красная тревога», выглядит несколько устаревшим («холодная война» канула в небытие), а в середине 60-х это было злободневное и новаторское кино. Речь в нем идет о том, как однажды в напряженнейший момент политического кризиса у фанатика генерала Риппера (Стерлинг Хэйден) окончательно пропало самообладание и он отправил эскадрилью бомбардировщиков с приказом нанести ядерный удар по Советскому Союзу. Президент США (Питер Селлерс) экстренно собирает военный совет, в котором участвуют доблестный генерал Тергидсон (Джордж С.Скотт) и прикованный к инвалидной коляске бывший нацистский ученый доктор Стрейнджлав (Питер Селлерс). Принято решение сообщить обо всем русским — пусть, мол, собьют бомбардировщики. Однако это не решает проблему: советский посол (Питер Булл) сообщает, что в Советском Союзе есть система, которая автоматически запускает ракеты возмездия, если хоть одна бомба упадет на территорию страны. Тем временем британский офицер Мэндрэйк (Питер Селлерс) пытается узнать у Риппера код отзыва бомбардировщиков... О художественных достоинствах картины убедительно говорят номинации на «Оскара» за лучший фильм, лучшую мужскую роль (Питер Селлерс), лучшую режиссуру и лучший адаптированный сценарий, а также премия нью-йоркских кинокритиков за режиссуру.
До недавнего времени Люк Бессон напоминал о себе как об удачливом продюсере «одноклеточных» коммерческих фильмов. А 21 год назад 26-летний режиссер второй своей картиной «Подземка» (ТВЦ, 28 апреля, 1.20. Франция, 1985. В ролях: Изабель Аджани, Кристофер Ламбер, Ришар Боринже, Мишель Галабрю, Жан-Юг Англад, Жан Рено), отмеченной национальной кинопремией «Сезар» в номинациях «Лучшая мужская роль (Кристофер Ламбер), «Работа художника» и «Звуковые эффекты», заявил о себе как об одной из главных надежд французского кино, достойном продолжателе традиций «новой волны». Фильм непрост для восприятия: в нем множество сюжетных линий, которые то и дело обрываются, странные персонажи, обитающие в лабиринтах парижского метро, действия главных героев непредсказуемы, да и они как бы играют в фильме второстепенную роль, режиссерская фантазия Бессона работает на полную мощь. Но это тем не менее не помешало картине стать во Франции одним из кассовых хитов. Тут свою роль сыграли классный саундтрек и — главное — отличные актерские работы. Многие зрители шли «на Аджани», которая в ту пору была в зените славы. Камерная психологическая драма «Мари-Октябрь» («Культура», 28 апреля, 11.00. Франция, 1959) по одноименному роману Жака Роббера интересна, с одной стороны, выверенной режиссурой классика французского кино Жюльена Дювивье, с другой стороны, замечательными актерскими работами, и прежде всего Даниель Дарье, Бернара Блие и Лино Вентуры. По сюжету спустя 15 лет после окончания войны Мари Дюмолен (Дарье) — Мари-Октябрь по подпольному прозвищу собирает в своем доме десятерых бывших соратников, участников французского Сопротивления, чтобы разобраться: кто же из них предатель, из-за которого погиб их командир и ее возлюбленный.
А вот с современным кино, и в особенности с отечественным, на обозреваемой неделе произошел настоящий облом. Не считать же событием второй показ доморощенного блокбастера «Побег» («Россия», 29 апреля, 22.10. Россия, 2005. Режиссер — Егор Кончаловский. В ролях: Евгений Миронов, Алексей Серебряков, Любовь Толкалина, Виктория Толстоганова, Андрей Смоляков, Сергей Габриэлян, Александр Мохов, Юрий Беляев)? Если бы наши кинематографисты просто сделали ремейк знаменитого «Беглеца» (1992) с Евгением Мироновым в «роли Форда», это можно было бы понять и принять — американцы подобным образом обходились со множеством европейских картин, так почему нам нельзя? Это было бы интересно и как попытка переосмыслить и перенести на российскую почву коммерчески успешное голливудское кино. Наши, однако, решили усовершенствовать американцев. Боевик был «очеловечен» мелодраматической линией, которая смотрится здесь как седло на корове. Стройный и динамичный сюжет «Беглеца» был так закручен и перекручен, что почти рассыпался. И потому многих зрителей весь фильм с момента, когда была зверски убита жена главного героя, и до последних кадров, когда усыновленный мальчик, до того лишь мельком и очень давно видевший героя, проникновенно произносит: «Папа!» — не оставляло ощущение, что режиссер Егор Кончаловский просто дурачил их. Что снимал он не ремейк «Беглеца», а пародию на «Беглеца» и вообще пародию на боевики-блокбастеры, пародию на триллеры, пародию на индийские мелодрамы. Режиссер, похоже, и не пытался объяснить, почему герои оказались в той или иной критической ситуации, — просто ставил их в эту ситуацию, в эти обстоятельства, и пусть они, мол, проявляют себя. Никак нельзя, например, объяснить чудесное перемещение героев в пространстве и времени. Вот они обнаружили труп тестя, которого якобы убил герой Миронова, и почти тут же по телефону получают информацию: беглеца видели на автостанции в каком-то райцентре. Следующие кадры: герой Миронова пытается сесть в автобус и вдруг видит, что преследователи настигли его, что он в кольце, и начинается сногсшибательная погоня... Это ж Сибирь — громадные расстояния...
Геннадий Белостоцкий