Олегу Анофриеву — 75
Имя Олега Анофриева стало широко известно зрителю в 1969 году после выхода на экраны мультипликационного мюзикла «Бременские музыканты» режиссера Инессы Ковалевской. В самом его конце шли финальные титры: «Олег Анофриев. Олег Анофриев. Олег Анофриев». Оказывается, этот артист один-единственный спел все вокальные партии за исключением принцессы. Позднее свой замечательный опыт Анофриев повторил в других анимационных фильмах, снятых Ковалевской, — «В порту» и «Сказка о попе и работнике его Балде», где он с явным удовольствием пел за медведя, льва и капитана, за Балду, его друга медвежонка, попа и попадью, поповну, попенка и еще за немыслимое число сказочных персонажей.
Однако зрители Центрального Детского театра этого артиста хорошо знали еще с 50-х, когда Олег Ефремов поставил там спектакль «Димка-невидимка». Изобретатель и балагур Вася, который являлся движущей силой всех приключений главного героя, был настоящим любимцем тогдашней детворы. В этой-то роли и был задействован молодой Олег Анофриев.
А уж когда вышла экранизация эфросовской постановки пьесы В. Розова «В добрый час!», то после роли Вадима — типично профессорского сынка и будущего карьериста-приспособленца — Олег Андреевич получил приглашение от главного режиссера одного из «взрослых» академических театров. «Приманкой», на которую успешного актера ЦДТ сумели соблазнить, стала роль Хлестакова. Но прошло два года, режиссер о своем обещании, видимо, забыл. Романа с гоголевским героем не состоялось, и актер перешел в Театр им. Моссовета, где и проработал несколько десятилетий. А к «Ревизору» он все-таки вернулся в кино, сыграв роль Бобчинского.
В середине 60-х на телевидении решили сделать передачу «Спокойной ночи, малыши!». Программа кочевала по телеканалам, менялись ее редакторы, ведущие и концепция. Но до сих пор остались неизменными название и финальная песенка «Спят усталые игрушки», которая благодаря удивительному тембру Олега Андреевича до сих пор каждый вечер подхватывается сонными голосами всей дошкольной детворы. Без голоса Анофриева не имели бы столь долгой жизни «Земля Санникова», «Жили три холостяка», «Принцесса цирка» и еще огромное количество картин. Жаль, что из-за сильной занятости у актера не было времени серьезно заняться композиторской деятельностью, ведь его «Какая песня без баяна» многими до сих пор воспринимается как народная.
В свой юбилейный год Олег Анофриев по-прежнему полон оптимизма и радости бытия, позволяющих воспринимать жизнь как «удивительный миг», воспетый в одной из самых знаковых его песен.
Маргарита Давыдова