Архивная серия фирмы «Мелодия» пополнилась новым диском: «Волшебный гобой» — двойной альбом Евгения Непало. Здесь представлен целый срез отечественной инструментальной культуры 1960 — 1970-х годов, о которой в последнее время мы стали забывать. А ведь это была эпоха великих музыкантов, крупнейших прорывов в области музыкального искусства, где Непало принадлежала значительная роль.
Блистательный гобоист, последний из могикан первого состава легендарного Камерного оркестра Рудольфа Баршая, Непало в качестве солиста в этих записях представляет лучшие достижения коллектива. Сейчас сложно себе представить, как трудно в те годы пробивала себе дорогу старинная музыка: именно баршаевцы избавили ее от пут романтической многозначительности, вернули ей легкость и изящество. На дисках звучат Концерты для гобоя соло с оркестром Альбинони, Вивальди, Беллини под управлением Баршая. В этих сочинениях раскрывается творческий облик Евгения Непало — виртуоза, обладающего разнообразной кантиленой, тонким ощущением нюансов стиля, тяготеющего к подчеркнутой ритмической пульсации.
«Изюминкой» этого альбома, несомненно, является уникальная запись, сделанная с концерта в Большом зале консерватории (1962 год), где запечатлен исторический момент — Иегуди Менухин играет Двойной концерт Баха для скрипки, гобоя и струнных в ансамбле с Е.Непало и Камерным оркестром Р.Баршая. Прелесть этой записи в том, что она передает атмосферу «живого» музицирования. Удивительная ансамблевая чуткость солистов, где неповторимому тембру менухинской скрипки отвечают благородные фразы «волшебного гобоя» Непало, безупречно выстроенная динамика оркестра — все это позволяет отнести данное исполнение к числу значительных памятников музыкального искусства прошлого столетия.
На протяжении своей артистической деятельности Е.Непало сотрудничал со многими выдающимися музыкантами. На дисках мы находим дуэтные сонаты Баха, Генделя, Вивальди для гобоя и клавесина в ансамбле с замечательным клавесинистом Михаилом Мунтяном, Квартет Моцарта для гобоя, скрипки, альта и виолончели фа-мажор (К-370), записанный вместе с участниками еще одного легендарного ансамбля — Квартета имени Бетховена — Д.Цыгановым, В.Борисовским, С.Ширинским. Не обойдена вниманием и современная музыка, представленная Концертом для гобоя и струнных Юрия Левитина.
Все записи сквозь годы сохранили свежесть и актуальность, как будто осуществлены в наши дни. В этом — знак подлинного искусства, над которым не властно время. И будем надеяться, что вслед за архивными дисками выйдут и записи Евгения Непало последних лет.
Евгения Кривицкая