Такие разные Кармен

Остается только удивляться: классику вы не найдете в программах, как говорится, и днем с огнем. Создается впечатление, что планированием кинопоказа практически ни на одном телеканале никто не занимается. Зато нас порадовали несколькими интересными телепремьерами.

Прежде всего это «Королева» («Первый канал», 31 августа, 23.10. Великобритания, 2006. Режиссер Стивен Фрирз). Картина представляет собой своеобразную хронику событий из жизни английской королевы Елизаветы II (Хелен Миррен) и ее семьи в день смерти принцессы Дианы и в последующие несколько дней. Когда страшная весть обрушилась на британское общество, ее величество королева скрывалась с семьей в Шотландии, в замке Балморал, не в силах осознать весь размах общественного отклика на трагедию. В это же время для недавно избранного премьер-министра Тони Блэра (Майкл Шин), который пользуется всеобщей популярностью, потребность людей в ободрении и поддержке совершенно очевидна, и он пытается убедить королеву, что она не должна оставаться в стороне и что буква протокола сейчас далеко не самое главное. Как отмечал Стивен Фрирз, «наш фильм о конфликте между старым и новым миром, о традиции, которая стала одновременно и преимуществом страны, и ее слабостью». И этот конфликт, надо отдать должное режиссеру и его коллегам, выписан убедительно, объемно. И прежде всего потому, что им удалось проникнуть в замкнутый, прежде закрытый от всех мир королевской семьи (сценарист Питер Морган, как заправский тайный детектив, оброс информаторами при дворе и с их помощью добыл множество столь необходимых для фильма деталей) и показать этот мир так, что у зрителей не возникает и тени сомнений в достоверности происходящего на экране. Однако этот конфликт и этот мир массовому зрителю, скорее всего, не очень интересен, и успех «Королевы» в международном прокате (117,5 миллиона долларов) был бы немыслим без Хелен Миррен. Все вызывает восторг в ее игре, отмеченной «Оскаром», «Золотым глобусом», премией Венецианского фестиваля и множеством других наград, — осанка, походка, манеры, мимика, дикция... И глаза, которые удивительным образом передают то, что ничем другим не передашь.

По своему интересна еще одна премьера «Первого канала» — мелодрама Салли Поттер «Да» («Первый канал», 29 августа, 2.40. США — Великобритания, 2004). Салли Поттер прославилась модернистскими картинами с замысловатым сюжетом («Орландо», «Человек, который плакал»), но на этот раз она сняла социальную мелодраму. Джоан Аллен играет средних лет американку ирландского происхождения, посвятившую свою жизнь науке. Она несчастлива в браке с мужем Энтони (Сэм Нилл), который изменяет ей на каждом шагу. Однажды она познакомилась с ливанским эмигрантом (Саймон Абкариан), который теперь живет в Лондоне. Хирург по профессии, он вынужден зарабатывать на жизнь, работая поваром. Внезапная любовь поглощает их целиком, они вместе кочуют по свету. Судьба их закидывает в Белфаст, затем в Бейрут и, наконец, в Гавану... Такова сюжетная канва картины, однако мелодраматическая линия — не главное в ней. Режиссера больше интересуют преграды, разделяющие влюбленных, — политические, национальные, религиозные. Но самое интересное в картине не ее социальные и философские аспекты, а именно любовные сцены. Когда герои начинают спорить и бесконечно выяснять отношения, становится просто скучно.

Знаменитая новелла Проспера Мериме «Кармен» экранизировалась почти полсотни раз. Совсем недавно вы могли увидеть на ТВ одну из самых известных версий — музыкальный фильм знаменитого испанского режиссера Карлоса Сауры, снятый в 1983 году. Теперь нам предлагают посмотреть две более поздние версии. Одну из них снял также испанский классик — Висенте Аранда. В его «Кармен» (СТС, 2 сентября, 1.25. Испания — Великобритания — Италия, 2003. Режиссер Висенте Аранда) действие происходит осенью 1830 года. Писатель-историк Просперо (Джей Бенедикт), путешествуя по Испании, встречается в лесу с Хосе Наварро (Леонардо Сбаралья), убийцей, которого разыскивают власти Андалузии. Позже судьба сводит их еще раз — в тюрьме, где Хосе, сам сдавшийся в руки правосудия, ждет казни. Обреченный на смерть, он рассказывает Просперо историю своей роковой любви к цыганке Кармен (Пас Вега)... Как отмечал Висенте Аранда, «обычно киноверсии базировались на либретто одноименной оперы, мы же решили вернуться к оригинальному тексту Мериме как к источнику вдохновения для нашего проекта. Это помогло нам более точно передать дух новеллы и реалии того времени. Кармен — это нечто большее, чем привычная „роковая женщина“. Напротив, это совершенно обычная женщина, которая, как это часто бывает с женщинами в наше время, отказывается обуздывать свои эмоции. Движущая сила этого персонажа настолько сложна, что Кармен становится загадкой даже в своих собственных глазах». В Испании фильм получил премию «Гойя» за костюмы и номинировался на эту награду еще в шести категориях, в том числе за операторскую работу, монтаж, работу художника-постановщика и лучшую песню.

Английский режиссер Марк Дорнфорд-Мей в отличие от Висенте Аранда перенес действие из Испании первой половины XIX века в наши дни в... южноафриканский провинциальный городок. «Кармен из Каеличе» («Россия», 30 августа, 1.05. ЮАР, 2005) — фильм-опера. Причем чернокожие артисты поют (и поют замечательно!) на местном диалекте. И если у Аранда в роли Кармен снялась знойная испанская красавица, известная нам по картине Педро Альмодовара «Поговори с ней», а в роли Хосе — знойный аргентинский красавец («Интакто»), то у Дорнфорд-Мея главные герои — неряшливо одетая толстуха и здоровенный дядька. Музыкальный ряд в картине замечателен, а вот визуальный — наводит тоску. Тем не менее она победила на Берлинском фестивале.

Страсти кипят и в комедии Спайка Ли «Она ненавидит меня» (СТС, 2 сентября, 1.25. США, 2004. В ролях: Энтони Мэки, Моника Беллуччи, Эллен Баркин, Джон Туртурро, Брайан Доннехи). Ее герой, выпускник Гарварда Джек Армстронг (Энтони Мэки), разоблачив грязную игру своих боссов, теряет престижную работу и остается без гроша. Чтобы остаться на плаву, он хватается за любую халтуру. Поэтому, когда его бывшая подружка Фатима (Кэрри Вашингтон) обращается к нему с деловым предложением, он долго не раздумывает. Между тем предложение нерядовое: разочаровавшаяся в мужчинах и ставшая лесбиянкой, девушка захотела, чтобы он за 10 тысяч долларов сделал ей — для полноты счастья — ребенка. Лиха беда начало: теперь в его услугах нуждаются 18 страстных и непредсказуемых подружек Фатимы! «Отцовский бизнес» не дает осечек, но через некоторое время Джек почувствовал, что над ним сгустились тучи... Картина получилась озорная и смешная. Спайк Ли в очередной раз доказал, что он достаточно классный режиссер.

Подтвердила свою репутацию и Джиллиан Армстронг («Прилив», «Маленькие женщины», «Шарлотта Грэй»). Ее костюмно-историческая мелодрама «Оскар и Люсинда» («Первый канал», 1 сентября, 1.40. США — Австралия, 1997) снята по мотивам романа Питера Кэри (за эту книгу писатель получил Букеровскую премию 1988 года). Оскар (Рэйф Файнс) — молодой священник, который играет в азартные игры, а весь выигрыш жертвует в пользу бедных. Люсинда (Кэйт Бланшетт) — деловая женщина из Австралии, для которой не существует никаких правил, установленных обществом. Познакомившись за карточным столом, они заключают безумное пари. Люсинда построит церковь полностью из стекла, а Оскар обязуется перевезти ее в целости и сохранности в Австралию. Ставки сделаны...

Геннадий Белостоцкий

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама