Бедный, бедный дух

«Зови меня Джинн» Ильи Хотиненко

«Зови меня Джинн» Ильи Хотиненко

Помнится, наш педагог во ВГИКе, известный культуролог и острослов, вывел однажды формулу, согласно которой следовало оценивать тот мутный поток «чернушного» кино, который выплеснули на головы зрителей в годы перестройки. Он сказал: «Ругать или критиковать это так же безнравственно, как говорить о колбасе». Пришли иные времена, чернуха вроде как почила в бозе, с колбасой проблем тоже нет, в кино на отечественных просторах поплыли денежки, порой немалые. Отчего же столь удручает результат?

Вообще что-то происходит с отдельными премьерами российских фильмов в последнее время. То есть на премьерах-то все в шоколаде, но вот сам продукт... Две январские картины раскручивали с особым размахом. Сначала всю Москву обклеили бигбордами режиссерского дебюта под названием «Сматывай удочки», который создатели отрекомендовали «доброй, красочной и стильной пародией на Тарантино». Все три определения не соответствуют действительности. Теперь в дни студенческих каникул появляется еще новинка. Это уже не поп-корновое кино, для подобного зрелища название пока не придумано. Будто обманка в глянцевой обертке. Вообще в последнее время чем громче пиар-кампания, чем больший бюджет под нее отводится, тем провальнее кино. Пустышки-однодневки с большими амбициями навязываются зрителю. Рекламная поддержка и всевозможные маркетинговые штучки, проработанные во славу «эксцентричной приключенческой комедии» Ильи Хотиненко «Зови меня Джинн», способны восхитить. Фильм как таковой подменяется игрой «вокруг фильма», викторинами, призовым фондом, почти интерактивным шоу, включающим SMS-конкурс на главную роль в продолжении, поездку в места съемок, часы от известной швейцарской компании и прочая, прочая. По словам продюсера, два коммерческих брэнда и двенадцать информационных партнеров поддерживают его картину. Туроператор предоставил возможность зрителям премьеры скинуть аж 40 долларов при оформлении путевки в Гоа.

Именно в этом индийском штате неизобретательно резвилась съемочная группа Хотиненко-младшего, снимавшего свой пятый фильм. Сын известного режиссера внес свою лепту в развлекательное кино. Главное кредо которого незамысловато выражено в названии ленты, породившей саму волну этих развлекалочек — «Даже не думай!». Причем не просто по жизни «не парься», а о внятной сюжетной форме, конструкции, камеру как поставить, актерам что говорить — даже не думай. К чему базарить, когда на Гоа гашиш так доступен, а на побережье Индийского океана оттянуться с друзьями кто ж откажется. По слухам, с конца сентября по начало декабря индийское посольство в Москве выдало около двухсот тысяч виз. В широком пиаре нового для россиян курорта группа Ильи Хотиненко преуспела, невзирая на прозвучавшую в ленте фразу «в Индии все нужно мыть и кипятить».

Студент-раздолбай, открыв банку с газировкой, выпустил на волю современного Джинна (с битой в руках), который телепортировал его со товарищи в Гоа, куда девушка студента

уехала встречать Новый год с другим. Среди индусов неплохо освоилась русская мафия, которая пытается «усложнить» жизнь героев. Слоны, коровы, танцы под открытым небом, рыбки в 3D анимации (с голосами Виктора Сухорукова и Владимира Еремина), привет от «Подводной братвы».

Ну и хеппи-энд, конечно. Под звон бокалов на Красной площади. У студентов ведь каникулы, можно расслабиться. Только почему их нужно держать за безмозглых идиотов, которые купятся на пиар-кампанию и побегут оформлять турпутевки?

С талантливыми сценаристами, конечно, у нас никогда густо не было, но когда парочка сидит в отеле и ни сказать, ни действие произвести осмысленное не в состоянии, — это хуже, чем просто непрофессионально. Может, потому в игротеку компанией-производителем включен и вариант под названием «ищем сценарий». Если любой может стать кинозвездой, то и чья-либо история сгодится.

За режиссера не самого плохого фильма «Бумер» Петра Буслова испытываешь неловкость, потому как это его мучительно в Джинна превращали и он пытается держать действие, которое на бедной фантазии основано. Вот транспати с массовкой (по двадцать баксов аборигены принимали) отсняли, вот здесь идеи закончились, пошли плавать, океан рядом, после доснимем. Вот еще сценка с бандитами, а вот девочка-припевочка, звезда видеоклипа, которой «везет» на такое молодежное кино. Стоп, жара в Индии, мама не горюй, айда снова купаться, потом еще что-нибудь залудим. В русский ресторан «Баба Яга» пойдем, его тут каждый знает.

«Достаточно переместить сущность, а материя сама подтянется», — изрекает Буслов, он же Джинн. Пожалуй, единственная мысль (нереализованная) ленты, тщетно пытающейся зваться комедией или суперхитом января.

Отличие домашнего видео от кино не в прямом смысле (пленки), а в мировоззренческом, заключается в том, что домашнее видео не выносится на публичный просмотр, так как локальные фенечки и приключения участников не могут по определению интересовать кого-либо, кроме них самих, не стремящихся рассказывать историю, а просто фиксирующих себя для дружеской вечеринки.

Как обычно в нашем кино стартует будущий «громкий проект» для отдельных его участников? Да хотя бы как рассказывал один из недавних туристов в этот райский уголок: мол, позвонил приятель, поведал, что занялся кинематографом и пригласил сняться в молодежной музыкальной комедии. «Но это было не главное, главное — съемки должны были проходить в теплой Индии, в Гоа.» А зритель, возможно, скушает и сам придумает продолжение хиленькой истории и сделается в нем героем.

Оксана Гаврюшенко

реклама