Детская мистика

Фестиваль «Начало» в Санкт-Петербурге

В мае в Санкт-Петербурге прошел IV Открытый кинофестиваль фильмов студентов творческих вузов «Начало». Учрежден он Союзом кинематографистов Санкт-Петербурга, Комитетом по культуре правительства Санкт-Петербурга, рядом питерских киностудий. Участие последних — и вовсе радостный факт. Раз смогли привлечь внимание студийных директоров, значит, и диалог можно будет продолжить, тем более что на молодых режиссеров сейчас есть спрос, благо сериалов снимается много, да и документальные проекты плодятся в небывалом темпе. На показы «Начала» заглядывают питерские продюсеры, приезжают посмотреть на потенциальных коллег и из Москвы.

Гендиректор «Начала» Евгений Татарский несколько раз говорил о том, что проходит вверенный ему фест почти в одни сроки с Каннским кинофестивалем, и энергично ориентировал студентов в сторону главного феста мира (хотя молодых вечно бранят за то, что снимают не для людей, а для Канна). В Канне же, в свою очередь, тоже прекрасно понимают, что надо смотреть в завтрашний день, и потому проводят параллельно с главными конкурсами, быть может, самый главный — студенческий — «Cinefondation», жюри которого возглавляют ведущие режиссеры мира. Должна сказать, что уровень иных каннских участников этого формата ничуть не выше некоторых работ, представленных на том же «Начале» (вернее, последние не хуже первых). Просто кому как повезет.

Хотя представили в Санкт-Петербурге картины очень неравноценные, причем независимо от принадлежности к той или иной киношколе. После одного из показов приходили даже малообнадеживающие мысли о том, что если таков уровень мастерства и мышления молодых режиссеров, то что же всех нас ждет в недалеком будущем. Но потом вдруг последовал целый блок очень достойных работ — с фантазией, своим неповторимым видением и темпераментом. Значит, не все потеряно.

Армянская культура всегда привлекала внимание наших соотечественников по Советскому Союзу. Одно из интересных самобытных направлений — современный армянский сериал. На сайте https://armtv.org/ru/all-armenian-tv-series.html вы сможете познакомиться с новинками и лучшими образцами жанра: как с русской озвучкой, так и на языке оригинала.

Мотив дороги — неизбежность кинематографа, студенческого, как выяснилось, в том числе. В пути с героем всегда хоть что-то да происходит, даже если режиссер не знает, что с ним делать. В основном это путешествия на автомобиле. Грузинский фильм «37о С» Тамары Суламанидзе (ГГУ Театра и кино им. Шота Руставели) аннотирован как дорожные приключения, которые в итоге сводятся к тому, что герой встречается со сплошными неожиданностями, на него сваливаются чемодан долларов, трупы, всякая всячина, одно происшествие влечет за собой другое. Нелепые случайности оборачиваются трагикомическими обстоятельствами. То, что для героя — беда, для зрителя — предмет забавы. Достичь подобного эффекта надо уметь.

В который уже раз радуют работы украинской киношколы — неожиданные, образные, метафоричные — в традициях данной школы, в лучших ее образцах. Куда только потом девается все это богатство, его не усмотришь в том, что делают ныне взрослые украинские кинематографисты. «Машуся в стране чудес» Марины Матвейчук (КНУКиТ им. И.Карпенко-Карого), хоть и позиционируется как картина о негативном влиянии на ребенка средств массовой информации, — отлично сделанная страшилка в гоголевском духе. Попытка создать ну «очень страшное кино» о том, как девочка, милая и хорошенькая, безжалостно нанизывает на булавку бабочку, а потом и бабушке, готовой ублажать внучку до потери сознания, не поздоровится. Не ест любимое чадо, так бабушка — молодая и сочная тетенька — нацепит крылышки, лишь бы дитя соизволило поесть. А потом внучка в каких-то фантазиях оседлает бабку, как повозку, и покатит на ней в неведомые края. Жесткая, поэтическая картина, абсолютно инфернальная.

Документальная картина Дарьи Басалаевой «Триумф боли» (НШКТ «Интерньюс») про дань моде, принимающую запредельные очертания. Молоденькие девочки подвергают себя истязаниям, напоминающим те, что показаны в «Страстях Христовых», только ради пирсинга в самых невероятных местах. Прокалывают огромными крючками спины, висят на них, словно убойные туши скота. Кромешный ад, а потом счастье освобождения, прежде невиданное ощущение радости мира с последующей «красотой» собственного тела. Смотреть на эти физические муки невыносимо. Но фильм производит сильное впечатление своим крутым реализмом, тут уж никакой поэтики и снов.

Неожиданно интересными оказались некоторые израильские картины, от которых ничего и не ждали, ведь известно, что кинематография этой страны особыми победами не отличается. «От двери к двери» Шунита Ахарони (Тель-Авивский университет) отрабатывает, в сущности, и без того отработанную тему. Отели часто видятся творцам местом мистическим, там происходят самые пугающие истории. Год назад в каннском «Особом взгляде» представлена была картина, которая так и называлась «Отель», и в ней происходили совершенно необъяснимые, таинственные вещи, подобные тем, что запечатлены в романах Мураками. Какие-то бездны открываются за порогом гостиничных номеров. И в израильской ленте постоялец, торгующий телефонами, наблюдает то ли во сне, то ли наяву необъяснимые вещи: люди совершают преступления в соседних номерах, причем события прокручиваются в двух вариантах — благоприятных для наблюдателя, и совсем наоборот. И портье по имени Давид какой-то странный. И в отеле никто не живет. Да и отель ли это, скорее, какое-то дьявольское, гиблое место. Довольно тонко сделанная атмосферная картина с вопросами, заставляющая зрителя размышлять о дальнейшем развитии событий. Готовый, в сущности, фильм вполне готового режиссера, а не просто студенческая работа.

Вообще надо сказать, что соседство в одном конкурсе наших картин и тех, что привезены киношколами мира, очень полезное. Сразу становится ясно, кто есть кто и чего стоит. Даже виденные прежде наши работы в новом контексте обретают новое качество и часто выглядят куда скромнее, чем казалось первоначально. Подобные уроки, слегка отрезвляющие, полезны тем, что могут стимулировать новые идеи, не оставляют возможности дремать. Почти все студенческие фестивали, проходящие у нас, разводят во времени и пространстве российскую и зарубежную программы, не сводят их в один конкурс. Зарубежные работы, как правило, не оцениваются жюри, а идут в виде информационных программ, а если и соревнуются, то между собой — иностранцами. Как и почему сложилась такая практика, сказать не беремся, но она существует. А «Начало» решило ее разбавить, соединив все воедино, что принесло свой результат. Жаль только, что скромные финансовые возможности фестиваля не позволили привезти в Санкт-Петербург молодых режиссеров из Японии, Дании, Франции, других стран. В лучшем случае на визит сюда могут рассчитывать москвичи, киевляне — все те, кто живет поближе. Только им выпадает шанс взаимного общения, столь важного именно в студенческие годы. Взрослым режиссерам часто и общаться-то друг с другом не хочется в силу гордыни ли, или самодостаточности. А пока сам приезд в прекрасный город становится почти для всех участников фестиваля событием. Многие приезжают сюда впервые и фактически не спят, гуляют до утра, благо ночи почти уже белые, бегают без устали по музеям, в первую очередь устремляясь в Эрмитаж. Лучшего самообразования и не придумаешь.

В рамках фестиваля прошел конкурс сценариев, победителям обещают поддержку, публикацию их опусов. Членам жюри, правда, по ходу знакомства с представленными работами приходили в голову мрачноватые мысли: хорошая идея, хорошее направление, вот бы все переписать. Поступил даже сценарий от детской школы кино и телевидения, опять-таки детская мистика. Говорят, что с фэнтези особые проблемы, такой фэнтези, что не разберешься. Однако спорили о том, кому же дать главную премию, а это уже хорошо. И если первый фестиваль, прошедший в 2002 году, был сугубо городским и в нем принимали участие всего лишь четыре вуза Санкт-Петербурга, то теперь программа значительно расширилась, и не только географически. Отсмотрено было 304 картины, из них отобрана 121. Из 17 стран и 34 киношкол пришли фильмы. Было что посмотреть.

Светлана Хохрякова

реклама