Прецеденты Георгия Гараняна

Георгий Гаранян

Великий джазмен Лестер Янг, может, так и не стал бы легендарным саксофонистом и не получил бы своего прозвища «През» («президент»), если бы не лень. Когда-то юному барабанщику Янгу ужасно надоело перетаскивать с места на место, упаковывать и распаковывать свое оборудование. Тем более что пока он возился с установкой, все девушки уходили с другими ребятами. Пришлось взяться за саксофон. Российский коллега Янга Георгий Гаранян, тоже ценитель женской красоты, — кто знает — так и не стал бы легендой советского джаза, не именовался бы сегодня «Золотым саксофоном России», если бы не любопытство. Когда-то студента Станкостроительного института, старосту институтского оркестра (игравшего на фортепиано), попросили отремонтировать саксофон. Будущий виртуоз Гаранян принес инструмент домой, посмотрел: «игрушка занятная, красивая», и «от нечего делать» выучился на ней играть.

15 августа Георгий Гаранян — представитель первого послевоенного поколения мастеров отечественного джаза, верный жрец мейнстрима — отметил юбилей. Невозможно поверить, что этот энергичный, полный сил и идей молодой человек — ровесник старейшего в мире непрерывно существующего джаз-оркестра — Государственного камерного оркестра джазовой музыки Олега Лундстрема. Тогда он именовался Концертным эстрадным оркестром, существовавшим в системе ВГКО, и с 1958 года почти восемь лет Гаранян был в нем солистом, концертмейстером саксофонов и аранжировщиком. А в прошлом году маэстро и оркестр объединились вновь: патриарх российского джаза Олег Лундстрем передал своему младшему коллеге бразды правления и дирижерскую палочку.

Поначалу молодой Гаранян стяжал славу солиста-виртуоза. Правда, искусного владения инструментом оказалось недостаточно, чтобы пройти конкурс в молодежный джаз-оркестр при Центральном доме работников искусств. Надо было еще владеть нотной грамотой. Георгию потребовалось всего несколько месяцев, чтобы научиться прилично читать ноты с листа, и тогда его не только приняли в оркестр ЦДРИ, но и сделали первым альт-саксофонистом. После Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957), на котором оркестр выступал с оглушительным успехом и победил, популярность молодого саксофониста росла с неимоверной быстротой. Тогда никто еще не знал, что Гаранян создаст в будущем много прецедентов. Первым из российских джазменов получит звание заслуженного артиста (ныне он, конечно, народный). Первым из творцов когда-то гонимой нашим государством музыки получит Государственную премию и заказ на аранжировку Государственного гимна. Докажет, что джаз — не обязательно клубная музыка, а вполне приемлемая для больших концертных залов.

Гаранян не собирался ограничиваться сольной карьерой, а стремился стать бэндлидером — как Лундстрем, как Дюк Эллингтон, Гленн Миллер, Каунт Бэйси... Пришлось преодолевать следующее препятствие, ибо в Концертный эстрадный ансамбль Всесоюзного радио под управлением Вадима Людвиковского вторым дирижером Гараняна при всех талантах и быстро приобретенных навыках не утвердили: нет музыкального образования. Будущий бэндлидер не растерялся и сдал экстерном экзамены на дирижерских курсах при Московской консерватории, а после ухода Людвиковского занял его место. В последующие годы он создал и возглавил целый ряд музыкальных коллективов. Сегодня руководит, помимо Оркестра Лундстрема, уникальным Краснодарским муниципальным джаз-оркестром и только что возрожденным ансамблем «Мелодия».

В 1973 году, приступив к обязанностям дирижера оркестра кинематографии, Георгий Гаранян собрал при фирме грамзаписи «Мелодия» одноименный «эстрадный оркестр с джазинкой», с деятельностью которого связана, наверное, целая эпоха. Это был первый в истории отечественный коллектив, способный исполнять музыку самых разных стилей: аккомпанировать певцам (таким, как Кобзон, Пугачева, Лещенко, Гурченко), записывать танцевальную музыку, играть джазовые композиции от свинга до джаз-рока. Его пластинка «Лабиринт» признана первой джаз-роковой пластинкой в истории советского джаза. Именно «Мелодию» привлек к единственной профессиональной записи своих песен Владимир Высоцкий, и именно этот ансамбль с Гараняном в качестве солиста-импровизатора принял участие в премьере Первой симфонии Альфреда Шнитке.

Без Гараняна трудно представить и многие любимые кинофильмы (с музыкой Г.Гладкова, А.Рыбникова, А.Зацепина, В.Дашкевича и других) — общим числом более двухсот, признается маэстро. Причем киноискусство открыло в Гараняне и композитора, написавшего музыку примерно к тридцати картинам, в числе которых «Пышка», «Рецепт ее молодости», «Покровские ворота», «Вечерний лабиринт»... Совсем недавно Георгий Гаранян, возродив к жизни свой уникальный ансамбль «Мелодия» с новыми музыкантами, записал диск и назвал его «Проверено временем». На нем — джазовые версии хитов из любимых советских кинофильмов — «Джентльмены удачи», «Бриллиантовая рука», «Ирония судьбы», «Человек-амфибия» и других. Презентацию диска маэстро включил в юбилейный джаз-фестиваль «Золотой саксофон России», в рамках которого состоится четыре концерта. Начнутся музыкальные торжества 16 сентября в зале «Россия»: там пройдет гала-концерт «Музыка толстых», а аллею звезд перед залом украсит еще одно имя.

Татьяна Давыдова

реклама

вам может быть интересно

Игры с мифами Классическая музыка