Название фестиваля «Владимир Спиваков приглашает...», открывшегося в Москве 30 ноября, не подразумевает какой-либо строгой концепции. Лукулл в гостях у Лукулла, один олимпиец приглашает в гости других. На такого рода музыкальных празднествах, как правило, фигурируют имена и названия, имеющие устойчивую репутацию, гарантирующую определенное качество. Однако Спиваков не побоялся пойти на риск, казалось бы, форматом подобных форумов вовсе не предусмотренный. Ибо, пригласив целый ряд действительно крупных и авторитетных имен, главную ставку сделал не столько на них, сколько на не успевшую еще сделаться брендом новообразованную аббревиатуру НФОР — Национальный филармонический оркестр России. И, судя уже по первому концерту, не прогадал.
Первое появление новорожденного коллектива на публике, случившееся в октябре в Московском международном доме музыки, трудно было назвать удачным. Но, как справедливо выразился на пресс-конференции в присущей ему метафорической манере сам Спиваков, «тесто взошло». Теперь из него уже можно выпекать вполне съедобные пироги и даже весьма изысканные кондитерские изделия. И то и другое было явлено публике Большого зала консерватории, пришедшей на открытие фестиваля.
Уже прозвучавшие в самом начале фрагменты из «Ромео и Джульетты» Сергея Прокофьева свидетельствовали с непреложной очевидностью: перед нами — настоящий оркестр, а не просто сборище высококлассных музыкантов, где каждый сам за себя. Конечно, недостаточная сыгранность по временам напоминала о себе стремящимся выйти из берегов музыкальным потоком (например, в третьем фрагменте, одноименном названию балета), но стараниями маэстро Спивакова эту чреватую перерастанием в хаос тенденцию удалось локализовать довольно скоро. Вероятно, при повторных обращениях к музыке Прокофьева придет и большая острота, которой немного недоставало в этот первый раз.
«Итальянское каприччио» Чайковского продемонстрировало не только превосходное качество всех групп, причем не в последнюю очередь — духовой, так «отличившейся» на сентябрьском открытии в Доме музыки. Здесь можно, пожалуй, говорить об интересной заявке оркестра и его маэстро на собственное видение Чайковского: как композитора, прежде всего, европейского, освобожденного от чрезмерного пафоса и сентиментальности, что наметилось уже в том сентябрьском исполнении Четвертой симфонии. В «Итальянском каприччио», соответственно, при этом подходе больше ощущается преемственность не с Глинкой, но с Листом, особенно с его «Прелюдами».
Кстати, слово «Каприччио» (уже с прописной буквы) присутствовало и в программе второго отделения, открывшегося вступлением к одноименной опере Рихарда Штрауса. И надо сказать, столь прозрачного, классически ясного исполнения музыки этого композитора не доводилось слышать уже давно.
Оба отделения завершались выступлением вокальной суперзвезды, американки (точнее, афроамериканки, в терминологии политкорректности) Джесси Норман. В первом она спела арию Иоанны из «Орлеанской девы». Спела по-французски, каковое обстоятельство, по нынешним временам уже само по себе являющееся моветоном, отнюдь не способствовало приближению к стилистике Чайковского, и без того ей, судя по всему, не очень близкой. Однако Норман есть Норман: что бы и как бы она ни пела, ее магнетизм действует на публику завораживающе.
Впрочем, исполнение ею во втором отделении вокального цикла Альбана Берга «Семь ранних песен» уже ни в каких оговорках не нуждалось. Композитор-радикал оказался в трактовке Норман и Спивакова куда теснее связан со своими романтическими предшественниками, чем можно было бы предположить, скажем, по той же «Лулу» (ныне, благодаря подвижническим усилиям «Геликон-оперы», ставшей доступной наконец и российской публике), кажется, не имеющей корней вовсе. Именно на немецко-австрийской музыке Джесси Норман сделалась той великой певицей, какой ее знает весь мир и какой она вновь предстала перед москвичами в берговском цикле, ставшем настоящим исполнительским шедевром. И музыканты оркестра со Спиваковым во главе были здесь ее достойными партнерами.
Фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...» продолжается, и в ближайшие дни у москвичей еще не раз будет возможность услышать Джесси Норман и ряд других выдающихся музыкантов. И конечно, Национальный филармонический оркестр России, который выступит не только со своим шефом, но и с такими заметными фигурами сегодняшнего музыкального мира, как Кшиштоф Пендерецкий и Джеймс Конлон. Сложные и разнообразные фестивальные программы станут для только еще формирующегося коллектива непростым испытанием, но, похоже, он в состоянии его выдержать.
Дмитрий Морозов