Знаменитый джазмен России отмечает юбилей
«Кролл — и этим все сказано» — слова Игоря Бутмана о дирижере, пианисте, композиторе и аранжировщике Анатолии Кролле — легенде российского джаза — не требуют комментариев. Георгий Гаранян назвал нынешний год Годом Кролла. И это действительно так, поскольку юбилейные джазовые концерты, начавшиеся в Москве, продолжатся в разных городах России. Джазовые фестивали в честь мастера пройдут в его родном городе Челябинске, где в военном 1943 году он появился на свет. Профессиональных музыкантов в семье не было, но музыка в доме звучала постоянно. Четырехлетний Толя удивлял взрослых, безошибочно повторяя все услышанные мелодии. К девяти годам он свободно владел роялем. Затем была учеба в музыкальной школе и училище.
Анатолий Кролл никогда не планировал жизнь на годы вперед. Судьба вела его сама. В 17 лет он возглавил эстрадный оркестр Узбекистана. Через два года создал в Туле джазовый оркестр, который и по сей день слывет кузницей джазовых кадров. В начале 70-х судьба забросила Кролла в Москву. Здесь, в «Росконцерте», родился кролловский джаз-оркестр «Современник», который молниеносно приобрел мировую известность. В «Современнике» зажглась звезда Ларисы Долиной, для которой Анатолий Кролл придумал и воплотил «Антологию джазового вокала». Долина вспоминает работу в ансамбле Кролла как один из самых счастливых периодов жизни: «Благодаря ему я состоялась как певица».
Как известно, Советы джаз не одобряли. Но могло ли это отменить любовь советского народа к джазовой музыке? Приходилось искать «компромиссы». «Самым страшным, — вспоминает Анатолий Кролл, — было вступать в конфликты с самим собой. К счастью, таких конфликтов у меня было немного». Благодаря Кроллу русский джаз зазвучал на международных фестивалях и конкурсах.
В 1982 году начался новый, кинематографический период в джазовом творчестве Кролла. Карен Шахназаров заказал ему музыку к кинофильму «Мы из джаза», а на одну из ролей пригласил Ларису Долину. Кролл не только сочинил музыку, но и блистательно исполнил все сольные фортепианные партии. Рояль Кролла продолжал звучать во всех картинах режиссера: «Зимний вечер в Гаграх», «Сны», «Американская дочь», «День полнолуния». Сейчас Кролл пишет музыку к новой шахназаровской киноистории.
Недавно Анатолий Кролл отметил юбилей. «60 лет — это не подведение итогов, а переход в еще более созидательный возраст», — уведомил мэтр российского джаза. Сказанное он подтверждает неутомимой деятельностью. Недавно создал новый коллектив. В группу «Мы из джаза» вошли молодые талантливые музыканты (самому юному не исполнилось и восемнадцати лет), уже отмеченные победами на престижных международных джазовых конкурсах. «Разница в возрасте не мешает нашему взаимопониманию. Встреча с молодостью для меня — состояние традиционное. Больше того, все мы — ровесники. Объединение столь талантливых, молодых и одержимых музыкантов в одном коллективе — явление нечастое, но и счастливое!»
Юбилейный концерт Анатолия Кролла, символично названный «Я из джаза», собрал в Центральном концертном зале «Россия» многих знаменитых коллег первого джазмена России: Тамару Гвердцители и Леонида Серебренникова, Александра Панкратова-Черного и Олега Лундстрема, Игоря Бриля и Михаила Финберга, Игоря Бутмана и Ларису Долину. Парад был увенчан открытием именной звезды Анатолия Кролла на Площади звезд.
Алина Куделинская