Фестиваль на вечной мерзлоте
В Якутске состоялся первый оперный фестиваль «Ария Севера», проведенный Государственным театром оперы и балета имени Суоруна Омоллоона. Фестивальная неделя вместила в себя четыре спектакля и два концерта, став заметным событием для столицы Республики Саха (Якутия). Организаторы опасались: готова ли местная публика к подобной затее? Не является ли опера в городе с двухсоттысячным населением экзотикой, забавой для немногих?
К счастью, от опасений не осталось и следа, и свидетельство тому — переполненный зал театра. Шли на гостей фестиваля — солистов оперных театров из Москвы, Петербурга и Новосибирска. Шли на своих: на знаменитого якутского баса Ивана Степанова, певшего на открытии фестиваля Бориса Годунова; на победительницу последнего Конкурса имени Чайковского Айталину Адамову, занятую в том же спектакле в роли Марины Мнишек; на великолепное меццо-сопрано Нину Чигиреву — Графиню в «Пиковой даме».
Мы прилетели в Якутск, когда фестиваль был в самом разгаре. Обсуждали успешное выступление тенора из Новосибирска Олега Видемана в роли Германа, отмечали профессионализм баритона из петербургского Малого оперного Николая Копылова, спевшего Рангони в «Борисе Годунове» и Томского в «Пиковой даме», говорили о том, что не в голосе оказалась гостья фестиваля Ирина Божедомова (в итоге певица отменила второй спектакль и улетела домой).
Первое знакомство с театром — «Летучая мышь» И. Штрауса. Спектакль стал бенефисом московских гостей, занявших «командные высоты»: Айзенштайна играл Петр Кокорев, Розалинду — Валентина Белякова, Фалька — Виктор Богаченко (все трое — солисты Московской оперетты). Этим трем персонажам принадлежит добрая половина первого действия, в том числе и популярная история с участием собаки Эммы.
Традиционная постановка позволила гастролерам предстать в выигрышном свете, играя почти с листа, без долгих репетиций. В какой-то момент показалось, что москвичи не получат должной поддержки от местных артистов. Классическая венская оперетта идет в Якутске впервые, и для исполнителей многое внове. Они не слишком уверенно чувствуют себя в диалогах — это проблема любого оперного театра, рискнувшего взяться за оперетту. Но потихоньку контакт наладился, по крайней мере, Адель (Марина Силина) и Альфред (Николай Попов) выглядели рядом с опытными москвичами вполне достойно.
По настоящему потенциал театра раскрылся в постановке оперы Дж. Пуччини «Турандот». На фестивале спектакль был сыгран во второй раз. Судя по всему, премьера стала для театра важной вехой. Стилистика Пуччини предъявляет серьезные требования к музыкальному уровню, здесь не спрячешься за двумя-тремя популярными ариями. Качественное оркестровое звучание (дирижер-постановщик Евгений Хилькевич) и слаженная работа хора (хормейстер Октябрина Птицына) доказали, что Якутской опере сегодня по плечу самые серьезные задачи. А главное — спектакль идет на одном дыхании, в едином эмоциональном порыве, не теряя тонуса.
«Турандот», как и «Летучая мышь», — результат совместной работы главного режиссера театра Сергея Чигирева и московского художника Виктора Архипова. Постановщики не стремятся к острым решениям, экстравагантным формам. Наверное, такая позиция оправдана по отношению к зрителю. В Москве или Петербурге вполне могут сосуществовать театры с разной эстетикой, у каждого найдется своя аудитория. Театр в Якутске — единственный на сотни километров вокруг. Здесь первой заповедью постановщика становится Гиппократово «Не навреди». Чем гнаться за преходящей модой, лучше тщательно проработать характеры главных героев. Быть может, краски спектаклей чуть пестроваты, но в работе режиссера и художника чувствуется единство замысла.
Как и в каждом фестивальном спектакле, в «Турандот» приняли участие приглашенные солисты. Как объяснил художественный руководитель «Арии Севера», главный дирижер театра Евгений Хилькевич, это было одной из главных задумок фестиваля. Не только себя показать, но и присмотреться к другим, оценить в сопоставлении свой уровень. Рядом с Калафом — Анатолием Зайченко из Москвы и Лиу — Ирмой Гиголашвили из Мариинки блеснула якутская Турандот — Ирина Чичкова. При неторопливом, почти статичном внешнем рисунке роли ее принцесса была полна внутреннего напряжения, скрытого под маской холодного безразличия. Певица лишь недавно пробует себя в драматическом репертуаре, до этого она пела лирические партии. И если перестройка голоса пройдет благополучно, на востоке Сибири появится первоклассное драматическое сопрано.
Для любителей оперы, каждый фестивальный вечер заполнявших зал театра, гала-концерт стал еще одним праздником музыки. Для «московского наблюдателя» — поводом к еще нескольким любопытным наблюдениям. Стало ясно, какой серьезный труд вкладывается в каждый новый спектакль и как пока тонок созданный в театре «культурный слой». Хор и оркестр надежны в номерах из текущего репертуара, зато вразнобой прозвучали фрагменты из «Кармен» и «Фауста» — эти оперы в Якутске не идут.
Стали заметны кадровые проблемы — театру не хватает тенора на драматический репертуар (впрочем, это проблема повсеместная); не очень видно, кто из басов может сменить в ближайшем будущем Ивана Степанова (как говорят, у якутов вообще редко встречаются низкие голоса). И вместе с тем еще больше окрепло уважение к людям, которые в сложнейших условиях без лишнего шума, профессионально делают свое дело. После этого неловко видеть на телеэкране столичных мастеров культуры, выбивающих из Президента очередные деньги для избранных. До Якутска семь тысяч километров, шесть часов лету. Но это ничуть не менее Россия, чем окрестности Манежной площади.
Дмитрий Абаулин