Фестиваль к 70-летию Родиона Щедрина
Владимир Спиваков говорит, что «его партитуры даже на бумаге — еще не звучащие — уже произведения искусства, по изяществу не уступающие образцам японской и китайской каллиграфии». Мстислав Ростропович отмечает в его сочинениях «невероятную пластичность мелодической линии — ощущение естественного дыхания в музыкальной фразе и напряженности в кульминации». Лорин Маазель убежден, что он «ни разу в жизни не написал ноты, которая не должна была быть сыграна на сцене». Михаила Плетнева восхищает в его творчестве «сочетание блестящего остроумия и глубокого чувства драмы, тонкой мысли и мощной конструкции, смелого, подчас дерзкого эксперимента и неизменности русской национальной традиции, помноженное на высочайшую технику письма».
Можно продолжить ряд высказываний, прочерчивая все новые и новые линии, создавая светотени, играя красками, — дополняя и дополняя деталями портрет композитора Родиона Константиновича Щедрина. Но у нас будет и другая возможность увидеть или, точнее, услышать, создать для себя портрет этого замечательного музыканта. 16 декабря ему исполнится 70 лет, и в преддверии юбилея в Москве и Санкт-Петербурге со 2 по 12 декабря пройдет фестиваль его музыки «Родион Щедрин. Автопортрет». Название фестиваля возникло неслучайно: в 1984 году композитор, избрав палитру симфонического оркестра, написал «Автопортрет» — сочинение, на создание которого, по словам Родиона Константиновича, его вдохновил пример живописцев: «Почти все они писали свои портреты: возможно, это отражало осознанную ими необходимость познать самого себя». Очевидно, что за прошедшие 18 лет не мог не измениться композитор, да и сам он признался в одном из интервью, что сегодня, если бы задался целью написать подобное сочинение, использовал, наверное, уже другие тона. Конечно, ни один фестиваль не представит нам творчество художника во всем объеме, и в данном случае палитра Щедрина-композитора последних лет не предстанет перед нами во всей полноте. Но нам посчастливится впервые услышать некоторые его опусы: на фестивале запланировано несколько российских и европейских премьерных исполнений и даже одна мировая премьера, а ретроспектива творчества Щедрина будет развернута в горизонтали его почти полувекового композиторского пути.
Фестиваль музыки Родиона Щедрина — монофестиваль современного композитора — станет, наверное, одним из первых шагов в попытке осмысления тенденций, сформировавшихся в российской музыкальной жизни. Естественно, что юбилей композитора такого масштаба не может пройти без внимания, участия и поддержки Министерства культуры, Союза композиторов России, Правительства Москвы, без оказания содействия такой структуры, как Департамент общественных и межрегиональных связей г. Москвы, без Большого театра и Московской консерватории. Но примечательно, что организатором фестиваля стало отнюдь не государственное учреждение — артистическое агентство «Краутерконцерт», а генеральным спонсором выступил «Мастер Банк». Значит, повернулось что-то в кругах музыкального бизнеса, если откровенно некоммерческий проект (к сожалению, в России это суровая правда жизни) расценивается с позиций совсем иного толка — с точки зрения ценности музыки. А это хороший показатель.
Мы можем сетовать на то, что не услышим знаменитой оперы «Лолита» и Вступления — Прелюдии к Девятой симфонии Бетховена; что первыми с только что созданной оперой для концертного зала «Очарованный странник» (по Лескову) познакомятся в Нью-Йорке, а премьера «Диалогов с Шостаковичем» в ноябре состоится не в Москве, а в Питтсбурге. А можем готовить себя к открытиям. Например, на первом же концерте, в Большом театре, где выступят БСО им. П.И. Чайковского и Владимир Федосеев, куда прилетят финский пианист Олли Мустонен — один из любимых исполнителей маэстро Щедрина — и не менее любимый им скрипач Максим Венгеров; где Анастасия Волочкова с благословения Майи Михайловны Плисецкой и автора станцует «Кармен-сюиту».
Можем ждать с нетерпением концерта в Малом зале, где Дмитрий Ситковецкий, Давид Герингас и сам Родион Щедрин будут исполнять камерную музыку композитора, где впервые в России прозвучит «Менухин-соната» для скрипки и фортепиано. А на закрытии фестиваля в Большом зале консерватории мы все-таки соприкоснемся с щедринским видением знаменитого набоковского образа: впервые в Европе будет исполнена «Лолита-серенада». И знаменитую «Притчу» для виолончели с оркестром сыграет Давид Герингас, и Пятый фортепианный концерт исполнит Денис Мацуев.
Играть музыку Щедрина соберутся прекрасные музыканты — пианистка Анна Гурари (Германия), Камерный хор Московской консерватории п/у Бориса Тевлина, ансамбль солистов «Студия новой музыки» п/у Игоря Дронова, солистка Большого театра Мария Гаврилова, которой, кстати, выпала честь представить мировую премьеру недавно написанного композитором «романса в народном стиле» для сопрано и оркестра с очаровательно русским названием «Таня-Катя». Любимого многими «Конька-Горбунка» представит труппа Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. А в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории покажут новую «Кармен-сюиту» в постановке Никиты Долгушина, прозвучат «Величание», альтовый концерт в интерпретации молодого нижегородского музыканта Даниила Гришина и знаменитые «Озорные частушки». Программу готовит главный дирижер театра Александр Сладковский.
Сегодня мировая пресса называет Родиона Щедрина «одним из самых значительных русских композиторов последнего полувека». В прошлом году запись его Концерта для скрипки с оркестром (Лондонский филармонический оркестр, солист М.Венгеров, дирижер М.Ростропович) была номинирована на «Грэмми» по разряду «лучшее сочинение в жанре современной классической музыки, написанное за последние 25 лет». В филармоническом сезоне 2001 — 2002 гг. Щедрин стал «композитором года» Питтсбургского симфонического оркестра. Издательство «Sikorski», осуществившее анализ мирового рынка классической музыки, констатирует: «Кармен-сюиту» Щедрина играют в мире каждый день. Почти каждый день со 2 по 12 декабря и в России будет звучать музыка нашего знаменитого современника.
Олег Андреев