«Собака Баскервилей» как пример шедевра

Сериал Игоря Масленникова о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона — захватывающее зрелище. Критики и зрители единодушны — фильмы чудесны и даже не самый удачный «Шерлок Холмс в XX веке» (или «XX век начинается» — в кино- и телепрокате они назывались по-разному) — и тот хорош.

Почему этот цикл — шедевральный? Сказать сложно, ибо сошлись все звёзды — режиссура, сценарий, артисты, музыка и, конечно годный первоисточник, но мы с вами знаем, что любую шикарную книгу можно испортить ужасной экранизацией, а ерундовый сюжет — вытащить умелой постановкой.

На мой взгляд, «Шерлок Холмс» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным прекрасен потому, что авторы отнеслись к этим детективно-развлекательным историям, как к серьёзной литературе, а не как к чему-то легковесному.

По большому счёту, весь Холмс — это классическая pulp fiction. Напомню, что сам Конан Дойл невысоко ценил свои детективы, постоянно хотел «расстаться» с Шерлоком — писатель любил средневековую историю и полагал, что его реальное предназначение — это романы, типа «Сэр Найджел» и «Белый отряд».

Большинство кинематографистов снимали фильмы о Холмсе, как остросюжетные stories, а вот Игорь Масленников создал викторианское действо, где преступления и их раскрытие — детали, а вот английский мир с его кэбами и сэрами — главное.

Короче, наш мастер поднял Дойла до Диккенса и родилось чудо. Но даже среди серий имеется одна, которая выделяется — это «Собака Баскервилей» (1981). Это — настоящий бриллиант и можно сказать, почему именно она, а не Пёстрая Лента и не противоборство с Мориарти.

В этом сюжете очень ловко соединяются юмор и то особое состояние, что по-английски именуется thrill (отсюда — триллер) и переходы от смешного к будоражащему, пугающему — плавны. От ужаса перед страшным Баскервиль-холлом к забавному «овсянка, сэр» — бесстрастный Бэрримор чудесно сыгран на контрасте с суетливым сэром Генри.

А как чудны подвыпившие Ватсон и Генри! К слову, у Дойла сэр Генри вовсе не комический персонаж. И сколь мила, трогательна и… нелепа Элиза Бэрримор. У меня создалось впечатление, что съёмочной группе нравилось сотрудничество — они настоящий ансамбль, а не кучка «звёзд», перетягивавших общее одеяло.

Несомненной удачей можно считать «фильм в фильме» — рассказ о Хьюго Баскервиле. Ничего особенного — рукопись, девица, сбежавшая из плена и погоня в темноте. Плюс — музыка. Когда я писала о том, что масленниковской «Пиковой даме» (1982) не хватило версальских приключений графини, я имела в виду что-нибудь этакое…

Несколько штрихов, три минуты экранного времени и — получение многомерности полотна. В «Собаке…» удалось почти невозможное — сочетание динамики с неспешностью, а это вообще — важнейший признак викторианской Англии. Бешеная скорость и культ медлительности, ритуалов, жестов.

Только фразы из «Собаки…» (а не из других серий!) сделались народными цитатами: «овсянка, сэр», насчёт воя на болоте, изучения фамильных портретов и так далее. Кстати, о фамильных портретах. Изображение Хьюго Баскервиля имеет прототип — это работа Джона де Криза (John de Critz) «Меланхолик с чёрным котом».

John de Critz. Меланхолик с чёрным котом (Википедия) и кадр из фильма Собака Баскервилей (1981)

Это не выдуманный меланхолик, но изображение Генри Ризли, графа Саутгемптона. Более того, на портрете, написанном для фильма, Олег Янковский похож не столько на себя, сколько…на своего сына, каким он стал в зрелые годы. В этой серии много любопытных деталей. Например, Алла Демидова сыграла не лишь Лору Лайонс, но и пленницу Хьюго…

Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама